Толк новости
Общество |

Disney уходит из онлайн-кинотеатров России: к чему это приведет и кто его сменит

Исчезновение продукции одного из крупнейших мейджоров может привести к возврату моды на диски, пиратство и росту популярности восточного кино
Читать в полной версии ➔

С 1 марта на российских онлайн-сервисах станут недоступны все фильмы, сериалы, мультфильмы Walt Disney Company, сообщал РБК, а это не только известная полнометражная анимация, но и все картины вселенной Marvel, а также классика вроде "Титаника" и "Аватара". Весь диснеевский контент онлайн-кинотеатры удалят из-за окончания срока лицензионных соглашений. Эксперты прогнозируют, что это приведет к росту спроса на уже подзабытые DVD, популярности пиратских сайтов или к изменению качества контента.

Какое кино и мультфильмы принадлежат Disney Во-первых, речь идет о львиной доле самых известных полнометражных мультфильмов, среди которых "Король Лев", "Мулан", "Холодное сердце", "Зверополис" и прочие. Также в состав корпорации входят студии Pixar и Lucasfilm, создавшие "Корпорацию монстров", "В поисках Дори", "Душу", "Тайну Коко" и т. д. Среди известных фильмов, созданных Disney, – "Пираты Карибского моря", "Круэлла", "Красавица и чудовище", "Звездные войны" и многие другие. Кроме того, это все фильмы вселенной Marvel – все части "Тора", "Железного человека", "Мстителей" и т. д. Наконец, это вся кинобиблиотека студии 20th Century Fox, в составе которой "Аватар", "Марсианин", "Дэдпул", "Титаник", все части "Людей Икс".

Disney уходит из России поэтапно. В марте 2022 года компания заявила о приостановке проката фильмов в России, в октябре прекратил работу русский сайт, аккаунты в социальных сетях. В ноябре закрылся офис компании в Москве. В декабре прекратил вещание одноименный телеканал.

Теперь закончились сроки действия лицензий у онлайн-платформ. Контент Disney, писали "Ведомости" со ссылкой на двух топ-менеджеров сервисов, аккумулирует значительную долю как по часам просмотров, так и по привлечению новых подписчиков. Наиболее популярен детско-семейный контент.

Старые фильмы и сериалы голливудских студий стали пропадать из библиотек российских онлайн-кинотеатров еще летом, писал "Коммерсант". Например, сериал "Друзья", фильмы "1+1", "Интерстеллар", "Властелин колец" и "Маска". Каких платформ коснется уход Disney

На рынке России есть несколько крупных онлайн-кинотеатров: Wink (проект "Ростелекома"), "Кинопоиск" ("Яндекса"), Okko (Сбера) и IVI. Они аккумулировали огромные кинобиблиотеки, в том числе продукцию Голливуда, в том числе Disney.

Чуть позже появились Premier и Start, однако эти площадки стали создавать собственные проекты – под свои платформы и свою аудиторию. У каждого появились флагманские продукты – нашумевшие сериалы вроде "Содержанок", "Эпидемии" и прочих.

"Их опыт собственного производства стал "подтягивать" "Кинопоиск", IVI. Появилась индустрия создания качественных отечественных сериалов, которые стали привлекать на платформы уже другую аудиторию. Но сервисы с собственным продакшеном не могли заменить IVI, Wink, Okko и "Кинопоиск" с их огромными библиотеками. Чаще всего люди подписывались на одного гранда из четверки и на одну платформу с собственными проектами. Условно на IVI и Start или на "Кинопоиск" и Premier. И это закрывало все потребности. Уход голливудских производителей поставил под удар прежде всего большие онлайн-кинотеатры", – объясняет Вячеслав Маслов, главный редактор телегида "Телепарк".

За первую половину 2022 года онлайн-кинотеатры "Кинопоиск", "Иви", Wink и Okko потеряли от 5 до 42% библиотечного контента, писала "Афиша" со ссылкой на данные TelecomDaily. Смахнуть пыль с DVD

Уход Disney, некоторых фильмов других студий с онлайн-платформ приведет к росту продаж дисков и спросу на пиратские сайты, считает Игорь Жибинов, владелец барнаульского магазина "Союз", торгующего дисками и винилом.

По его словам, рост продаж DVD есть уже сейчас. Например, после того как Warner Bros. запретила показывать всю серию "Гарри Поттера" нескольким телеканалам России, подскочили продажи дисков с этими фильмами.

"В Москве вообще смели, у нас тоже стали активнее брать", – рассказал Жибинов. То же самое, говорит он, наблюдалось по "Властелину колец", когда он пропал из библиотеки "Кинопоиска". Он считает, что спрос на диски с продукцией Disney тоже вырастет.

Но в пользовании дисками есть несколько ограничений. Во-первых, резерв лицензионных DVD, скорее всего, ограничен складскими запасами, а они с учетом значительного падения популярности дисков в последние годы могут оказаться не такими уж большими. Разумеется, есть и пиратская продукция, но и ее производители ориентируются на рынок.

Во-вторых, многие люди просто отвыкли от использования DVD-проигрывателей – продали их, выбросили или задвинули на дальние полки.

"Думаю, далеко не все захотят вернуться к проигрывателям, особенно из тех, кто уже привык смотреть все в интернете, большая часть уйдет на пиратские сайты. Плюс есть и еще одна проблема – сегодня просто пойти в магазин и купить новый проигрыватель не получится. Их нет там. Можно только заказать или купить б/у. Не все захотят искать или тратить деньги", – говорит эксперт.

Статистика торговых сетей подтверждает тренд на покупку и дисков, и проигрывателей. Так, в ноябре 2022 года сайт "Эльдорадо" сообщал, что с марта по сентябрь только в этой сети в 2,2 раза выросли продажи фильмов и музыки на физических носителях. Еще на 40% – проигрывателей.

Пиратские методы

Эксперты фиксируют увеличение популярности пиратских сайтов с киноконтентом, а также прогнозируют сохранение этой тенденции.

"Рост вызван высоким спросом из-за возникших санкционных ограничений, поскольку из легальных онлайн-кинотеатров удаляется все больше популярного зарубежного контента – этим и пользуются пираты", – пишет tadviser.ru со ссылкой на экспертов компании Angara Security. По их данным, только с 1 по 10 февраля в русском сегменте интернета число пиратских доменов увеличилось на 64% по сравнению с первой декадой января.

По данным Роскомнадзора, за 2022 год число заявлений от правообладателей выросло на 18%, а обеспечительные меры приняли в отношении почти 350 тысяч сайтов с пиратским контентом, это на 17% больше, чем в 2021 году.

В то же время аналитики Group-IB – компании, работающей в сфере кибербезопасности, – говорят, что рынок онлайн-пиратства сжимается. По их данным, если в 2021 году они обнаружили более 119 тысяч сайтов с пиратским видеоконтентом, то на середину декабря 2022-го их число не превышало 69 тысяч.

Однако именно в Group-IB говорят о том, что в новых условиях пиратство перестало быть уделом маргиналов.

"Нелегальные копии фильмов производства зарубежных киностудий стали показывать в кинотеатрах и возродившихся частных видеосалонах, – сообщает сайт компании. – Кроме того, некоторые крупные компании стали спонсировать пиратские озвучки, хотя исторически такими спонсорами были только онлайн-казино, беттинг, криптоплатформы".

Некоторые эксперты полагают, что государство может начать смотреть сквозь пальцы на "пиратов" – якобы это подтверждает опыт показа нового "Аватара" в кинотеатрах в обход запрета правообладателя. Однако такая позиция государства, даже если она существует, может скоро закончиться, не исключает Вячеслав Маслов. И дело не только в авторских правах.

"Ассоциация владельцев кинотеатров просила у государства миллиарды рублей бюджетной поддержки. Им ее не оказали. Но на пиратские показы закрыли глаза – дескать, так заработайте. И они заработали – второй "Аватар" на нелегальном показе заработал 2,5 млрд рублей в России. И все эти деньги осели в карманах прокатчиков, у владельцев кинотеатров. Государство не получило ни копейки. С "Чебурашки", собравшего более 6 млрд рублей, получило, а с "Аватара" – нет. И рано или поздно государство это поймет. Предпримет ли что-то – пока вопрос", – говорит Маслов.

Появятся кинодженерики

"Очевидно, что платформы будут стараться пополнять библиотеки, сохраняя арифметически заявленное ранее потребителям число позиций. Вопрос – чем станут заменять", – говорит эксперт.

Пока в числе очевидных вариантов – турецкие, корейские сериалы (так называемые dizi и dorama), популярность которых взлетела за последние пару лет и в мире, и в России, продукция динамично развивающегося индийского кинематографа. Но сегодня специалисты уже называют такую продукцию дженериками от кино.

Анимационный контент будет замещаться в основном отечественным – и короткими формами, и полнометражными мультфильмами.

"Весь вопрос в качестве контента, его разнообразии и возможности выбора. Далеко не все подписчики онлайн-кинотеатров, уже привыкшие к ним, станут искать топовые фильмы Голливуда на каких-то других площадках или носителях, они будут выбирать из предлагаемого", – говорит Маслов.

Читать в полной версии ➔