"Мне жалко всех": как в Алтайском крае лечат и спасают диких животных
Больше пяти лет назад в Барнауле появилась организация помощи диким животным "Ноев ковчег". Ее основатель Артем Кучер – ветеринар, который старается спасти всех: от птичек до медведей. Он – единственный подобный специалист в крае, и за это время ему удалось сохранить сотни жизней. В рамках проекта "Другие" редакция "Толка" рассказывает о том, как лечить диких животных и почему это так непросто.
В Алтайском крае проект "Другие" рассказывает о маленьких, но значимых подвигах местных волонтеров. О тех, кому не все равно. Его цель – приобщить людей к волонтерству, дать им информацию о возможностях развития в этом направлении, а также рассказать о тех, кто бескорыстно совершает добрые поступки на благо общества. Проект реализует "Сибирская медиагруппа" совместно с Институтом развития интернета. "Умирала у меня на руках"Травмированные и раненые животные Артему стали попадаться еще в детском возрасте, поэтому опыт общения с дикой природой у него уже был. Когда он получил ветеринарное образование, чтобы узаконить свою деятельность, ему пришлось официально открыть общественную краевую организацию помощи диким животным "Ноев ковчег".
"Ноев ковчег"– общественная организация и группа волонтеров, оказывающих квалифицированную ветеринарную помощь диким животным в Барнауле, а также занимающаяся реабилитацией диких животных для их выпуска назад в природу. Организация сотрудничает с неравнодушными ветеринарами и волонтерами из других регионов. Если животное восстановилось и может продолжить жизнь в дикой природе, его выпускают в подходящее место обитания. Другим подыскивают приют и человека, который готов ухаживать.
"У нас такие законы. Я как врач обязан оказать помощь своему пациенту, но дикое животное принадлежит государству, и я не имею права без специального разрешения контролирующих органов к нему даже прикасаться. А иногда время идет на минуты. Чтобы не нарушать закон и обезопасить себя, пришлось открывать нашу организацию", – рассказывает Артем Кучер.
Любовь к животным родилась у Артема еще в раннем детстве, тогда же он и выбрал профессию. Говорит, что этому поспособствовала детская травма.
"Отец купил на рынке птичку чечетку, но она оказалась больной и умирала у меня на руках. Было много слез. Мама поинтересовалась у папы, а кто вообще птиц у нас лечит. Он ответил, что ветеринар, но найти его сложно. Когда птичка погибла, я сказал родителям, что обязательно стану ветеринаром", – делится он.
В школе учиться Артему было неинтересно. В это время он занимался ловлей певчих и даже имел целую коллекцию зимующих птиц Алтая. Родители разрешили сделать на втором этаже дома орнитариум, где Артем и ухаживал за животными. В 11-м классе пернатых пришлось выпустить, потому что началась подготовка к поступлению в университет.
Артем поступил на ветеринарного врача по целевому договору, а на третьем курсе за отличную учебу его перевели на бесцелевое.
"Уходу за дикими животными в университете не учат, я самостоятельно изучал литературу. Главное – знать особенности их биологии и физиологии, а там уже включается аналитический склад мышления. Также мне пришлось пойти в студенческое время консультантом в зоомагазин, поэтому волей-неволей освоил и экзотических животных. Вот такая практика", – вспоминает он.
О своей необъяснимой любви ко всем животным в шутку говорит, что с таким диагнозом, как у него, нужно родиться.
"Много подводных камней"По словам ветеринара, начинать работать с диким животными было не страшно. Страх присутствовал только в начале профессионального пути. Для него паникой становился даже поиск вены у животного.
Артем Кучер – единственный подобный практикующий специалист в Алтайском крае. К нему привозят животных практически со всей России. На его счету такие города, как Новосибирск, Кемерово, Омск, Томск, Мурманск, Ханты-Мансийск, Республика Алтай и многие другие.
"Молодые ребята пытаются что-то делать на пути к этому, но, когда начинают работать, понимают, что там много подводных камней, и рвение пропадает", – объяснил ветеринар.
Из местной фауны в руках Артема побывали медвежата, волчата, лоси, косули, лисы, зайцы, птицы. Их передают в "Ноев ковчег" как физические, так и юридические лица.
Ветеринар также рассказал, что, если кто-то видит дикого животного, которому нужна помощь, следует сообщить об этом либо в клинику, либо в контролирующие органы – Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края или Росприроднадзор. Если животное крупное и представляет какую-либо опасность для людей, звонить в МЧС или полицию.
"Все, что в моих силах"На вопрос, какой случай запомнился больше всего, однозначного ответа Артем дать не может. По его мнению, каждый уникален по-своему.
Одним из последних было чудесное спасение лошади, которая попала под колеса автомобиля в Краснощековском районе. Неделю животное пролежало в поле с открытым переломом, а общественное мнение о его судьбе разделилось – кто-то настаивал на усыплении, а кто-то хотел спасти.
"Никто не хотел ей помогать сначала, а жители разделились на два лагеря. Кто-то вообще хотел отправить ее на мясокомбинат. Но неравнодушные жители Краснощеково взяли все в свои руки", – говорит Артем.
Многие краевые ветеринары утверждали, что лошадь обречена. В Барнауле все отказывались оперировать ее, даже не могли сделать рентген, для чего пришлось вызывать специалиста из Новосибирска.
"Все, что было в моих силах, я сделал во благо животного. Сколько оно проживет, не мне решать. Я помог, лечение идет, животное чувствует себя хорошо. Есть люди, которые готовы за ней ухаживать столько, сколько потребуется, а это главное. Я берусь за все случаи, мне жалко всех", – делится ветеринар.
В операции Артему помогали несколько человек, потому что нужна была мужская сила. Все прошло благополучно. Сейчас лошадь восстанавливается в пригороде Барнаула.
"Девчонки, которые ухаживают за животным, после операции пришли благодарить меня, но я говорил, что ничего не нужно. Принесли торт, но мне бы хватило пары добрых слов. Я делал это все, потому что искренне хотел помочь", – рассказывает он.
К сожалению, спасти всех "диких" пациентов не удается. Выживаемость, по словам ветеринара, примерно 50 на 50, но это сотни жизней. Помогают Артему в непростом деле сотрудники его клиники, а также семья и волонтеры.
"Если кто-то идет работать ко мне, то он автоматически становится членом организации "Ноев ковчег". В его обязанности входит помощь в лечении, уборке, кормлении и прочем", – объяснил он.
За столько лет работы у Артема возникали моменты профессионального выгорания. Это, по его словам, случалось из-за безответственных владельцев животных. Не сдаться ему дает только желание помогать.
"А кто, если не я?" – подытожил он.
1 СправкаОбщественная организация и группа волонтеров "Ноев ковчег"
Профиль: оказание квалифицированной ветеринарной помощи диким животным в Барнауле, реабилитация диких животных для их выпуска в природу.
Руководитель – Артем Кучер.
Контакты: https://vk.com/kovcheg_brn