Уют, "Спичка", инфоцыгане: как глава Барнаула обсудил с экспертами бренд города
Каким должен быть бренд Барнаула? Какой его образ, событие, здание может стать тем, что станет ассоциироваться с городом в сознании и его жителей, и гостей? Эту тему 15 марта глава Барнаула Вячеслав Франк обсуждал с экспертами – архитекторами, дизайнерами, художниками, предпринимателями. Итоги и этой дискуссии, и последующей работы могут стать основой будущего масштабного брендирования города к его 300-летию в 2030 году.
"Услышаны молитвы всех проектировщиков – и решение задачи мы начали обсуждать заранее, а не по принципу "вчера нужно было придумать, а сегодня сделать", – сказал Алексей Шелепов, графический дизайнер. Он и его коллеги заявили однозначно: сначала нужно определить, "где мы сейчас находимся и из чего надо исходить".
"То, что возникает в голове""Бренд – сложная материя. Это не просто логотип. Это то, что возникает в голове у людей, когда они слышат "Барнаул". Бренд – не только что-то конкретное, это попытка создать чувства у людей про город", – сказал Данил Снитко, руководитель агентства "Два слова".
Об этом же говорил и архитектор Александр Деринг, он также добавил, что сейчас у Барнаула нет разработок архитектурного или дизайн-кода города, "из которых мог бы родиться и логотип".
При этом, подчеркивали эксперты, бренд нельзя насадить сверху. "Можно искусственно изобретать все что угодно, но оно не приживется", – сказал мэр Барнаула. С ним согласились и участники встречи.
"Бренд должен формироваться снизу, стихийно, чтобы люди хотели использовать и поддерживать его, чтобы, как в Нью-Йорке в 1980-е, сами хотели носить футболки с I love NY", – отметил Снитко.
Руководитель школы рисования Татьяна Ширбидова добавила:
"Бренд невозможно придумать. Он формируется сам как что-то сильное, создавшееся само по себе. Если мы говорим, что у какой-то страны или города брендом является вино/сыр/архитектура, то он возник из-за высокого уровня качества. Просто сказать "давайте выберем здание, и все его должны полюбить, потому что мы заявили, что это бренд" невозможно. Это так не работает". Нужно выбирать, а что у нас в городе потенциально может стать самым сильным в России, ради чего сюда стоит ехать издалека.
По словам Деринга, бренд, с одной стороны, должен быть абсолютно понятен людям – и барнаульцам, и гостям. Но с другой, сам по себе он может вмещать много смыслов, кодов – цветовых, архитектурных, исторических и т. д. Чтобы понять, каких, нужно провести работу и вычленить главное. Первые наброски и мнения набросали участники встречи.
Комфортный город для "удаленщиков""Я занимаюсь онлайн-уроками. Мне нет разницы, в каком городе жить. И я выбрала Барнаул, хотя пробовала работать в Питере и Москве. Для удаленной работы Барнаул – очень комфортный город, – сказала Татьяна Ширбидова. – Я экономлю на времени перемещения, себестоимости проживания, производстве контента. В той же Москве я буду иметь примерно те же доходы, но при больших бытовых затратах. Я считаю, это возможная точка роста – превратить Барнаул в город, комфортный для проживания тех, кто работает удаленно, записывает курсы, тренинги – для инфоцыган".
По ее мнению, Барнаул – "это про уютность, камерность, домашнюю обстановку, где все знакомые и много отзывчивых людей".
"Я не инфоцыган, но соглашусь с коллегой. Я много где бываю по работе и нигде не хочу остаться жить", – поддержал Татьяну Иван Крюков, руководитель спортивной школы Yolochka.
С этим согласилась и Анастасия Петренко, художник и мастер стрит-арта, добавившая, что "Барнаул – это классный город и для создания семьи".
"Я разделяю мнение, что Барнаул должен позиционироваться как уютный. Это такая емкая часть, которая притягивает к себе много других задач и имеет синергетический эффект: комфорт привлекает молодежь, она привлекает интеллектуальные ресурсы, деньги, это способствует развитию разных форм бизнеса", – согласился с коллегами и архитектор Дмитрий Индюков.
Город для здоровой жизни"Я вижу в этом огромную точку роста. Где еще через весь город идет лес? Это наше огромное преимущество. Вот есть Ханты-Мансийск, где посреди города гора стоит. Они из этой горы сделали бренд: построили горнолыжку, один из лучших в мире биатлонных центров – в обычном болотном месте. А у нас есть лес. Еще есть трасса здоровья, серьезными темпами развивается инфраструктура велодорожек. Барнаул – город здоровья. Людям понятна эта ценность – комфорта, здорового образа жизни", – сказал Иван Крюков.
В эту же концепцию вписывается уже сейчас активно обсуждаемая идея развития парков, а вместе с ней – и развития зеленых зон. По словам Деринга, уже сейчас в городе формируется "ожерелье из парков разной направленности": Центральный – исторический, Изумрудный – развлекательный, Юбилейный – спортивный.
Парковая культура может стать основной и для привлечения туристов, которые сейчас в Барнауле не задерживаются, считает Евгений Юрчук, совладелец кофейни "Йель":
"Что вызывает отклик у наших гостей? Нам все говорят: "У вас город такой зеленый, дышать можно". В Новосибирске гарь, никак справиться с ней не могут, грязь, песок. В Барнауле такого нет. А у молодежи интерес к здоровому образу жизни активно сейчас формируется. У нас развивается парк "Изумрудный" в этом направлении. Но его одного мало. Человек не будет три-четыре дня гулять по одному парку".
По его мнению, можно сделать ставку на организацию досуга, в том числе в парках. Но – с привлечением сопутствующего бизнеса, чтобы в парке были рестораны, брендовые магазины и т. д. Обязательно – подземная парковка, чтобы была возможность оставить машину.
Город с историей под ногами"У горожан низкая осведомленность об их истории, а на самом деле это предмет гордости – быть потомком инженеров. А когда ты чувствуешь историю под ногами, то понимаешь, что тебе хочется себя ассоциировать с этим городом", – сказала Анна Поломошнова, предприниматель, автор брендов "Шишка" и "Алтай-традиция".
По ее мнению, одним из символов и брендов города может стать сереброплавильный завод, с которого и началась история Барнаула. С ней согласились архитекторы Александр Деринг и Иван Быков.
По словам последнего, "Спичку" (так еще называют сереброплавильный завод, в здании которого в советское время располагалась спичечная фабрика) можно сравнивать с ролью Кремля в других городах, где именно с таких крепостей начинал развиваться город. "А у нас с завода. Это может быть символ Барнаула", – сказал архитектор.
По мнению Алексея Шелепова, при формировании бренда одним из его оснований может стать инженерная история города.
"Она апеллирует и к образованию, и к технологиям. В этом контексте можно вспомнить не только сереброплавильный завод, но и Калашникова, и все эвакуированные во время войны заводы. Какая идея из этого может вырасти? Например, просто в качестве предложения, можно воссоздать паровую машину Ползунова в натуральную величину – классный, интересный арт-объект", – сказал дизайнер.
По его мнению, можно взять и другой исторический аспект, связанный с тем, что в Барнауле побывало немало известных людей, в том числе писателей.
"Сейчас читаю Паустовского, и, оказывается, во время войны он был здесь. У него была часть жизни, которую он сам называет "барнаульские месяцы". То есть мы можем говорить не только про Шукшина", – предложил он.
В практической плоскости это можно реализовать в расширении уже имеющихся фестивалей с их закреплением в Барнауле.
"Даже тот же Шукшинский может не уезжать только в Сростки, но приобретать яркие события в городе. На это и стрит-арт хорошо ложится", – сказал Шелепов.
Город стрит-артаКак отдельная концепция или бренд идея стрит-арта не обсуждалась. Но как один из способов формирования смыслов и визуального их воплощения вызвала интерес.
"Через стрит-арт мы можем показать, что Барнаул – город для комфортной жизни, любви, создания семьи, занятий спортом и т. д. Можно объединить большое число смыслов через визуальные образы. И это может стать точкой привлечения туристов, визитной карточкой города. Условно нарисовали мы лису – и в народе пойдет "встретимся у лисы"", – объяснила Анастасия Петренко.
Над этим обещал подумать мэр Барнаула, который не исключил, что художникам стрит-арта – после проработки идей и смыслов – дадут раскрасить несколько зданий.
Город для туристовМысль о необходимости формирования бренда в том числе для привлечения туристов звучала многократно.
"В силу работы я вижу много туристов, которые приезжают к нам. Мы должны подумать о том, как бренд будет работать на Барнаул. Чтобы не мы его кормили, а он кормил нас. К нам ежедневно из шести-восьми городов прилетают в Барнаул люди. Кто из них остается в городе? Все садятся на автобус – и в Горный", – обозначил проблему Иван Крюков.
По словам руководителя компании NoDanger Николая Пашинина, Алтай становится все более привлекательным для туристов, и их число будет расти.
"Туристов надо разворачивать на Барнаул, хотя бы на пару дней. Туристы приезжают с ресурсами, а бренд, как мы уже говорили, должен себя окупать", – отметил он.
В числе прочего как один из вариантов "задержки" туристов он предложил формировать идею Барнаула как города для шопинга:
"Не зря построили столько торговых центров. Можно разработать определенные условия для тех, кто представляет в ТЦ свои товары и услуги. А туристы бы приезжали сюда чем-то закупаться".
При этом никто не отменяет и необходимость создания инфраструктуры. Сегодня в Барнауле не хватает ни отелей высокого уровня, ни идей досуга, о чем говорил Евгений Юрчук. А Татьяна Ширбидова отметила, что в городе, который можно было бы позиционировать как комфортное место жизни для "удаленщиков", не хватает, например, мест, где могли бы проводить мастер-классы, презентации и другие события приезжие гости, тренеры, производители и т. д.
В одиночку не "вытащить"Вячеслав Франк на встрече в основном давал небольшие комментарии, ремарки, а порой провоцировал участников на споры. Но итог обсуждению подвел он. По словам главы Барнаула, в администрации рассмотрят возможность создания дирекции либо другой экспертной группы, которая сможет координировать эту работу.
"Такие вещи в одиночку никто не решит и не "вытащит", в том числе и финансово. Думаю, что и бюджет должен будет поучаствовать, и различный бизнес", – резюмировал он.