Мост "идет" по плану. Как путепровод в Барнауле встретил годовщину реконструкции
Строительство моста на проспекте Ленина наполнено множеством событий. Одни прошли незамеченными для глаз обывателей, но стали важной вехой для мостостроителей. Другие оставили глубокий след в истории Барнаула и его жителей. Между тем из тех и других непрерывно "строится" хроника исторического объекта. Корреспонденты "Толка" выбрали из нее самые яркие и судьбоносные моменты.
2022 год Май: начало историиМост на проспекте Ленина закрывали на реконструкцию в два этапа. Первые бетонные блоки и запрещающие знаки появились на нечетной стороне путепровода. Это произошло 10 мая прошлого года.
Движение по четной стороне сохранялось еще две недели. Тем временем подрядчик (компания Барнаульское ДСУ-4) готовился к полному закрытию объекта: заканчивал обустраивать пешеходный обход с металлической лестницей, вел подготовку площадки к строительству разворотного кольца у ТЦ "Пионер" и т.д.
Исторический момент наступил около 11 часов утра 21 мая. После того как по четной стороне моста проехала последняя легковушка, его "запечатали" бетонными блоками и знаком "кирпич". После полной блокировки реконструкция пошла ускоренными темпами.
Вокруг будущей стройки быстро вырос забор, со стороны улицы Новоугольной появился строительный городок. Рабочие демонтировали дорожное покрытие, рельсы и приступили к разбору конструкций самого моста.
Мостостроителям пришлось работать ювелирно: аварийные конструкции под "тяжестью" лет уже начали разрушаться. Как рассказал тогда замдиректора по капитальному строительству ДСУ-4 Денис Попрядухин, часть конструкций оказалась в плачевном состоянии.
Балки пролетных строений, вертикальные конструкции, горизонтальные ригеля и т.д. буквально рассыпались на глазах. Обошлось без форс-мажоров. Однако снос строений прошел быстрее, чем планировалось, но без внеплановых обрушений.
Июнь: бетон и железоЛетом демонтаж продолжился. Сначала конструкции моста освободили от транспортных электросетей и сетей связи.
Параллельно шла работа над заключением контракта с тюменским заводом "Стальмост" по поставке металлических конструкций для большого путепровода. Десятилетиями он был восьмипролетным. Проектировщики его расширили и сделали стальным и трехпролетным.
В мае было построено первое разворотное кольцо для трамваев (у ТЦ "Пионер"), а уже в начале июня специалисты "Горэлектротранса" запустили второе – на "Доме быта". Вдобавок в течение месяца мостостроители ДСУ-4 полностью демонтировали теплосеть и 80% двух пролетов большого путепровода, а также изготовили каркасы для 18 буронабивных свай для опор под теплоснабжение.
Июль: ломать и строитьВ середине лета над железной дорогой все еще нависало больше половины путепровода, хотя большую часть уже разрушила строительная техника. А вот малую часть моста (со стороны Дома быта) полностью демонтировали.
Однако рабочие не только ломали, они еще и строили. Так, в этот период мостостроители начали и успешно завершили возведение четырех опор для тепловой сети. Под ними вбили 18 свай и установили железобетонный монолитный ростверк.
В это время в Тюмени на заводе "Стальмост" начали изготавливать металлоконструкции для пролетов большого путепровода.
Август: долгожданные "окна"В августе Барнаульское ДСУ-4 заключило соответствующие договоры с РЖД по предоставлению технологических "окон" для демонтажа старых и монтажа новых конструкций той части путепровода, что протянулась над железнодорожными путями.
После этого мост снесли полностью. От него остались лишь две опоры, которые не мешали основным работам. В целях экономии драгоценных "окон", их запланировали убрать в 2023 году, в процессе строительства очередной опоры.
В конце лета также началась прокладка труб отопления на опорах, возведенных вдоль старого моста. 13 августа подрядчик смонтировал 45-тонную трубу магистрали диаметром 1020 мм и длиной 48 м. Работы завершились 15 сентября.
Сентябрь: старт отопительного сезонаНачало осени для горожан прошло непросто. Закончились отпуска и каникулы. В городе увеличился пассажирский и автомобильный трафики, поэтому жителям пришлось привыкать к новому режиму работы общественного транспорта, выделенкам для автобусов и трамваев, а также пробкам на дорогах. Забегая вперед скажем, что спустя пару месяцев ситуация почти стабилизировалась. Город привыкал к новому ритму жизни.
Тем временем строители ДСУ-4 и компании "СТЭК" готовились к отопительному сезону. 15 сентября наступил час икс – работы по обустройству нового отрезка труб в районе стройки закончились, как и подключение к общей сети, тестировка и запуск системы. 22 сентября в Барнауле уже подали тепло в дома. Без новой магистрали этот старт был бы не полным.
В этом же месяце на новое место переселились лебеди из "семьи" легендарного Андрюши. Благородная птица, сделанная тренером-самбистом и создателем школы "Спарта" Валерием Метелицей, как и другие рукотворные "пернатые", раньше "жил" на одной из труб, демонтированных вместе с мостом.
После сноса строения им пришлось искать новое "жилье". Так, четверка лебедей "приземлилась" в Барнаульском зоопарке, еще шесть птиц "угнездились" в художественной школе "Традиция" во Власихе. А вот Андрюшу решила забрать дочь автора
Октябрь: свайное полеОктябрь запомнится усиленными работами под землей. Независимо от погоды, строители обустраивали буронабивные сваи для будущих опор и продолжали строительство этих оснований для моста.
Тогда же выяснилось, что под некоторыми опорами слабые грунты и для их укрепления требуется специальная технология. Далеко не все компании ею владели, поэтому подрядчик искал партнера, способного взять на себя непростую задачу.
В этом же месяце специалисты Барнаульского ДСУ №4 провели технический осмотр конструкций на заводе-изготовителе "Стальмост".
Ноябрь: тралы из ТюмениОсень стала временем роста свайного поля, на которое встанут будущие опоры. Рабочие планомерно расширяют его, устраивая одну за другой буронабивные сваи.
Между тем из Тюмени на стройплощадку прибывает первая партия металлических деталей большого путепровода. Чтобы доставить все элементы, было выполнено 53 рейса. Тралы с металлоконструкциями приезжали в Барнаул практически каждый день.
"В целом основной путепровод будет состоять из шести балок, на их устройство потребуется 36 таких блоков. Сам конструктив будет собираться непосредственно на строительной площадке и монтироваться грузовым подъемным механизмом", – рассказал тогда подрядчик.
Параллельно была найдена субподрядная организация для укрепления слабых грунтов. Для работы на объекте в Барнаул прибыли специалисты новосибирской компании "Райдекс". С этого момента началось насыщение грунта под опорами инъекциями раствора. В итоге специалисты организации заполнили более 300 грунтоцементных свай
Декабрь: долой "слабости"Последний месяц года был полностью посвящен укреплению слабых грунтов и строительству опор там, где уже готово свайное поле.
С помощью спецтехники специалисты компании "Райдекс" под большим давлением (в 450 атмосфер) через трубки диаметром 159 мм закачивают (инъектируют) в грунт цементный раствор. В процессе манипуляции с ним смешивается грунт и уплотняется настолько, чтобы выдержать рассчитанные в проекте нагрузки.
Стоит отметить, что грянувшие в декабре морозы не стали помехой для реконструкции моста на проспекте Ленина. Работы велись практически безостановочно. Небольшую паузу на стройплощадке взяли лишь на Новый год.
"Новый год – семейный праздник. Работы идут в графике, поэтому мы взяли небольшой перерыв, чтобы сотрудники отдохнули от напряженной работы и провели праздники дома. Причем это коснулось не только реконструкции путепровода, но и других наших объектов. 4 января все работы возобновились", – рассказал тогда "Толку" директор Барнаульского ДСУ-4 Николай Данилин.
2023 год Январь-февраль: бесперебойная работаПервый месяц нового года, как и следующий, на стройке посвятили проверке укрепленных грунтов, устройству буронабивных свай и строительству опор для пролетных строений будущего моста. Работы прошли без сбоев в графике.
В феврале "Райдекс" полностью завершил укрепление грунта. Все проверки и испытания пройдены, а это значит, что у моста будет крепкое основание.
Отметим, что малый (однопролетный) мост стоит на двух опорах. Их установили на монолитный ростверк, щебеночную подушку на мелкозаглубленном фундаменте. Для большого (трехпролетного) путепровода понадобилось четыре опоры, три из которых должны стоять на буронабивных сваях, одна – на мелкозаглубленном фундаменте.
Март-апрель: трамвайные рельсы и пролетВ марте параллельно со строительством опор прорабатывается вопрос о закупке материалов, необходимых для укладки трамвайных путей. Тогда же Барнаульское ДСУ-4 сообщает, что их устройство будет выполнено осенью этого года.
В середине весны в Барнаул прибывают новые трамвайные рельсы, которые передали на хранение на предприятие "Горэлектротранс".
В то же время завершается строительство опор для пролетных строений. Идет подготовка к монтажу пролета малого путепровода. Его начнут собирать в начале мая.
Май: мал, да удалГлавная новость последнего весеннего месяца: готовность чернового варианта однопролетного путепровода. Строители смонтировали ту часть моста, что находится со стороны Дома быта. Для этого понадобились 25 железобетонных балок.
Протяженность путепровода составила 18,3 метра, ширина – 38,8 метра. Здесь смонтировали опалубки открылков первой опоры, далее подрядчик приступит к работам по устройству будущей дороги.
Параллельно продолжаются работы на трехпролетном (большом) путепроводе, пролеты которого смонтируют из металлоконструкций. Между первой и второй опорами пролет начали собирать в воскресный вечер уходящего мая. Он будет состоять из восьми балок. В процессе это выглядит так: сначала два соединенных на земле блока укладываются на одну из опор и временно смонтированную опору, затем уже на высоте к ним присоединяют третий блок болтовыми соединениями и сваркой.
Скоро строители приступят к обустройству стапели, по которым путем надвижки будет собран пролет между третьей и четвертой опорами, рассказали в Барнаульском ДСУ-4.
Таковы предварительные итоги ушедшего года. До конца реконструкции исторического объекта осталось всего полгода.
Напомним, завершить реконструкцию моста подрядчик планирует в ноябре 2023 года. Работы ведутся за счет инфраструктурного бюджетного кредита, предоставленного Алтайскому краю на 2022-2023 годы. Историческим событиям предшествовали экспертиза аварийного моста, разработка строительного проекта, торги и выбор подрядчика. Тендер выиграло известное на Алтае предприятие – Барнаульское ДСУ-4. Сумма контракта составила 1,691 млрд рублей.