Особый беспилотный. Что даст Алтайскому краю режим открытого неба
В 2023 году одной из самых частых тем в СМИ стали сообщения, в которых фигурируют беспилотные летательные аппараты, или, попросту, дроны. К сожалению, контекст таких известий в основном негативный – речь чаще всего идет о попытках атаковать российскую инфраструктуру. Однако некоторые из "беспилотных" новостей, возможно, все же несут и что-то положительное. Одной из них стал упомянутый федеральным Минэкономразвития "особый режим" для полетов дронов, который затронет ряд российских регионов. В число субъектов, где воздух останется открытым для полетов, попал и Алтайский край.
Двойное разрешениеНа данный момент особый режим в федеральном ведомстве лишь анонсировали. Как он будет выглядеть на практике – еще не известно. По данным, имеющимся сейчас, режим позволить осуществлять в регионах беспилотную доставку грузов, аэрофотосъемку, применять агродроны и дроны для тушения лесных пожаров.
Однако сейчас такая возможность в крае и так существует, поскольку никаких отдельных ограничительных мер, связанных с полетами дронов, в регионе не принимали. А в других субъектах федерации уже появилась практика разрешения полетов дронов при региональном запрете, как, например, в Республике Татарстан.
Более того, как сообщал ТАСС со ссылкой на федеральное Минэкономразвития, в министерстве отдельно предложили исключить из перечня дронов, которым летать запрещено, сельскохозяйственные беспилотники. Что отчасти проливает свет на то, по какому принципу формировался список регионов, где дроны вновь легализуют: туда, наряду с Алтаем, вошли похожие сельскохозяйственные субъекты, а также просто регионы, удаленные от зоны СВО.
Опасности нетРуководитель барнаульской компании Drone Agro Service Александр Крехов беспилотные послабления полностью приветствует. Более того: он полностью солидарен с Минэкономразвития в вопросе легализации полетов аграрных дронов даже на территориях, где беспилотники запрещены.
Причина этого очень проста: "крестьянские" дроны летают совсем невысоко. Что, по всей видимости, сводит риски от их неподобающего использования к нулю. А вот другие современные дроны, предназначенные для широкого спектра задач, способны на большее. Например, подняться на высоту до тысячи метров.
При этом спрос на дроны в сельском хозяйстве, по словам Крехова, растет. И даже местами превышает предложение: как отмечает специалист, уже существует нехватка специалистов, обладающих навыками по управлению этой техникой.
Что же касается уже ограничительных мер, действующих в основном в западной части страны, то они, как считает Крехов, действительно облегчают работу лицам, уполномоченным на борьбу с беспилотными диверсиями. В самом Алтайском крае у Altai Drone Service проблем с получением разрешений на запуск техники не возникает. Однако, как подчеркнул специалист, компания не берется за заказы, если территория, где предстоит работать, находится вблизи к военным объектам или крупным городам.
Сама же Drone Agro Service занимается, как отметил собеседник, в основном опрыскиванием сельскохозяйственных культур с помощью дронов. Техника для этого используется в основном из Китая: отечественные аналоги пока еще немного отстают с точки зрения качества программного обеспечения.
Экзамены и кадрыВ Алтайском государственном аграрном университете тоже есть специалисты по дронам. Там уже давно ведет работу летная школа, где все желающие могут научиться управлению беспилотником. Возглавляет ее доцент агрономического факультета АГАУ Владимир Чернышков. И по его мнению, сохранение полетов в крае является благом.
"Я считаю, очень хорошо, что край попал в [список регионов, где будут разрешены полеты]. В работу с дронами продолжат вовлекаться специалисты, продолжатся закупки техники. Запреты же в других регионах могут сказаться на их экономике", – отметил Чернышков.
И разумеется, в летной школе АГАУ к дронам относятся очень серьезно. Как и к подготовке специалистов, которым предстоит ими управлять. По окончанию обучения те даже сдают экзамен, причем состоящий из двух блоков: "теории" и "практики". Точь-в-точь как с правами на автомобиль.
Кстати, не так давно представители АГАУ приняли участие в "проектно-образовательном интенсиве" "Архиплега-2023" в Новосибирской области. В этом году мероприятие было посвящено как раз-таки беспилотникам. Там со стороны алтайской делегации прозвучал и ряд предложений, связанных с дальнейшим развитием "беспилотной отрасли". Связаны они, впрочем, в основном с необходимостью решать кадровый вопрос: например, увеличивать престижность профессии "рулевого" дронов.