Толк новости
Общество |

"Обь вела себя прекрасно": как Барнаульский речной порт завершил навигацию-2023

Стабильная работа, увеличение пассажиропотока и подготовка к строительству зоны отдыха на острове Юбилейном. Барнаульский речной порт подвел итоги завершившейся навигации-2023
Читать в полной версии ➔

Навигация для пассажирских теплоходов закончилась. Суда с "чувством выполненного долга" встали на якорь до следующей весны. В этом году речной флот отработал стабильно с приростом пассажиров и прибыли. Впереди ждет зимовка и подготовка к следующей навигации. Барнаульцам она сулит появление еще одного красивого места для пляжного отдыха и рыбалки. Итогами проделанной работы с "Толком" поделился директор Барнаульского речного порта Александр Крук.

Стабильность и рост зарплат

– Александр Александрович, расскажите, как прошла навигация 2023 года?

– Пассажирские теплоходы сходили в последние в этом году рейсы 10 сентября. Для них навигация завершена. Теперь в акватории Оби остались только дежурный корабль предприятия и грузовые суда. Они будут курсировать вплоть до октября. Что касается завершившегося периода судоходства для пассажирского транспорта, то он закончился с небольшими, но плюсами.

Мы отработали в штатном режиме. Каких-то значительных происшествий не было. Навигация прошла стабильно. В этом году на 4% увеличился пассажиропоток, немного подросли доходы. Несмотря на чуть подросшие цены на билеты, в том числе на прогулочные рейсы, мы еще работаем на пределе себестоимости. Тем не менее нам удалось поднять зарплаты плавсоставу от 15% до 25%.

– Пришлось ли столкнуться с какими-то сложностями?

– Единственная серьезная на сегодняшний день проблема – это кадры. На предприятии не хватает мотористов и капитанов. Последние – до сих пор в большом дефиците. С мотористами проще – молодых специалистов такой профессии больше, да и идут они в речное пароходство охотнее. Тем не менее сейчас их очень не хватает.

На сегодняшний день мы можем предложить мотористам неплохие условия и зарплату от 35 тыс. рублей и выше – тут все зависит от рабочих количества смен. Мы готовы обучать, помогать и поддерживать. Конечно, поможем и заработать.

Между тем речной порт работает с вузами и средними специальными заведениями Барнаула и Новосибирска. В их числе такие профильные организации, как Сибирский государственный университет водного транспорта и Новосибирский речной колледж.

Планируется, что в этом году речные "грузовики" перевезут более 1 млн тонн. К началу сентября они уже успели переправить около 850 тыс. тонн. Но это немного другая история, отмечает Александр Крук. Он уточнил, что пока Барнаульский речной порт не занимается перевозкой грузов. Хотя планирует открыть и это перспективное направление, но не раньше следующей навигации. Русло Оби и земснаряд

– Как вела себя река, хватило ли полноводности для осуществления пассажироперевозок?

– Обь себя вела прекрасно. Вдобавок обеспечить бесперебойность рейсов теплоходов помогли сотрудники барнаульского филиала ФБУ "Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей". Барнаульский участок оказал большую помощь в разработке захода в Затон и Бобровку.

В Алтайский край уже скоро прибудет новый мощный земснаряд, стоимостью почти 1 млрд рублей. С его помощью планируют очищать и расширять русла рек Оби, Бии и Катуни. Благодаря его работе все последующие навигации могут продлиться не только для грузовых, но и пассажирских судов. Это только ускорит развитие водного транспорта в регионе.

Новый земснаряд для Алтайского края – очень хорошее и нужное приобретение. Чем больше мы перевезем грузов по воде, тем меньше их будут возить по дорогам и тем комфортнее и безопаснее будет добираться туристам до наших мест отдыха.

– Оказывалась ли речпорту господдержка в этом году?

– Министерство транспорта Алтайского края, как обычно, держит руку на пульсе и помогает нам переживать непростые времена. Министерство поддерживают пассажирский и грузовой водный транспорт. Нам уже который год выделяется дотация в размере более 12,5 млн рублей на содержание флота.

Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке. Например, в этом году благодаря помощи минтранса мы смогли организовать посадку и высадку пассажиров на Зеленом клине, куда прибывает довольно много людей.

Пляж, лодки, рыбалка

– Будут ли в следующем году какие-то изменения в части прогулочных маршрутов?

– Мы планируем построить лодочную станцию с зоной отдыха на острове Юбилейном в районе причала. Пока все в процессе: мы подали необходимые документы, готовим участок. Надеемся, что успеем уладить все вопросы и обустроить его к началу следующей навигации. Таким образом, обычный посадочный пункт превратится в полноценную зону отдыха для горожан. Проект и все необходимые документы уже готовы – все в процессе.

Место всегда пользовалось популярностью у горожан. Люди часто прибывали сюда на теплоходах, чтобы провести время на природе. Разница в том, что отдыхали они дикарями – с пледами и палатками. После благоустройства все изменится. Мы хотим организовать удобную пляжную зону, прогулки на маленьких лодочках, поставим на якоря плавучие плоты для рыбаков, где нет судового хода, – это место известно под названием "Две воды". Там очень хорошо. Мы в этом лишний раз убедились, когда обследовали участок.

Собеседник отметил, что вдобавок ко всему планируется и санитарная обработка территории, после которой тучи кровососущих насекомых больше не будут докучать отдыхающим. Речная флотилия

– Расскажите о прогнозах на следующий год. Какой будет навигация-2024?

– Навигации начинаются и заканчиваются стабильно – примерно в одно и то же время. В следующем году она стартует с 29-30 апреля, чтобы в первомайские праздники люди могли доехать до приусадебных участков, отдохнуть и что-нибудь посадить. Какие-то прогнозы делать сложно, ведь год на год не приходится, все бывает по-разному.

– А где зимуют теплоходы и кто за ними следит?

– Суда отправились в место зимнего отстоя. Оно находится в поселке Затон. Там есть пирс, пожарные посты и сотрудники дежурной службы, которые будут присматривать за судами до следующей весны.

Кроме того, за ними наблюдают с дежурного теплохода, который будет курсировать до самого ледостава. Каждый год – весной и осенью – он контролирует речной флот от массового разоружения до вооружения пассажирских судов.

– Планируете расширять флот?

– Имеющихся единиц пассажирских теплоходов пока вполне достаточно. И мы поддерживаем их в хорошем состоянии, ведь средний возраст судов более 40 лет. Чтобы их заменить, нужны большие деньги. Но пока такой возможности у нас нет. Что касается существующей программы господдержки, то она распространяется только на крупные предприятия, которые могут себе позволить покупку судна за 100 млн рублей. Мы же пока еще работаем на пределе себестоимости и купить теплоход, который вряд ли быстро окупится, не можем", – отметил собеседник.

Но мы не исключаем, что рано или поздно флот будет обновляться. Есть надежда, что федеральное правительство обратит внимание на малые предприятия речного флота и введет подходящие для их поддержки программы.

А сейчас главное – сохранить сформировавшийся коллектив, наши водные линии и двигаться дальше.

Сегодня "парк" теплоходов состоит из семи судов. Среди них:

– 3 теплохода "Москва";

– 2 теплохода "ПТ" (так называемые "речные трамвайчики");

– 1 теплоход-буксир "РТ";

– 1 так называемый экологический теплоход "ОС-8" (он собирает подсланевые воды и нечистоты).

Кроме того, в распоряжении речпорта есть два плавучих причала, одна веранда (крытый причал) и небольшой причал "ПП-216".

Читать в полной версии ➔