Внутренний рынок-то голый. Почему в Алтайском крае развился топливный голод
Сначала бензин резко подорожал, а потом и вовсе исчез с некоторых заправок Барнаула, жалуются горожане. Из-за недостатка топлива несколько АЗС одной из крупных сетей временно закрылись. Эксперты отмечают: топливный дефицит не затронет краевую столицу, а вот сельские районы рискуют на время остаться без горючего. И все это на фоне новостей об ограничениях отпуска бензина в России в целом. Сушить ли баки алтайским водителям и автолюбителям, читайте в материале "Толка".
Сигнальные лентыВ редакцию "Толка" обратилась жительница Барнаула Олеся Новикова. В минувшие выходные она с трудом смогла заправиться бензином марки АИ-95. Часть АЗС "Роснефти", где женщина привыкла заправляться горючим, оказались закрыты сигнальными лентами.
"В субботу я запланировала дальнюю поездку. Проколесив все утро, залила АИ-92 на заправке у ТРЦ "Весна". 95-м заправилась уже в воскресенье на "Газпромнефти", где литр горючего дороже, чем у "желтого" конкурента. Я за рулем уже более 16 лет, но такого не помню", – рассказала Новикова.
С похожей проблемой столкнулась не только наша собеседница, но и другие водители. В выходные и с начала текущей недели с перебоями работали АЗС у ТРЦ "Волна", в микрорайоне Булыгино, на улице Северо-Западной (между проспектом Ленина и Калинина), на Павловском тракте (у ТРЦ "Арена") и не только.
Причем о нехватке бензина и дизельного топлива в Алтайском крае заговорили еще в конце сентября. Тогда люди начали массово публиковать в соцсетях фотографии табличек "Топлива нет", "Пистолет временно не работает", рассказали на amic.ru. Были зафиксированы и большие очереди на АЗС, как, например, в Рубцовске, где местные жители пытались запастить топливом впрок.
Наблюдалась и нехватка дизельного топлива. 29 сентября солярка закончилась на заправках этой сети в Тальменском районе, в Боровихе, проинформировало местное издание. Тем временем ближайший сосед пока держится. В Республике Алтай большого дефицита не наблюдается, рассказали "Толку" частые гости Горного.
Большие аппетитыВ Российском топливном союзе (РТС) ситуацию с нехваткой горючего спрогнозировали задолго до ее обострения, еще в июне этого года. О чем в очередной раз предупредили регулирующие структуры – Минэнерго и ФАС.
В связи с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в мае нефтекомпании сократили переработку на 6%. В то же время экспорт бензина и дизтоплива увеличивался с каждым днем, тем самым взвинтив цены внутри страны, рассказал "Толку" вице-президент РТС Юрий Матвейко.
Эксперт добавил: из-за бесконтрольного экспорта и недостатка предложений на бирже оголился внутренний рынок, чем спровоцировал дефицит нефтепродуктов. Причем, если топливный голод начнет мучать Москву или другие крупнейшие города, его будут утолять в первую очередь. Регионы, как правило, насыщаются по остаточному принципу. Алтайский край, Сибирский федеральный округ и Дальний Восток в целом не исключение.
Введение временного моратория на вывоз топлива за рубеж (по поручению президента от 21 сентября) не смогло вмиг изменить ситуацию, поэтому ее отголоски еще долго будут ощущаться, сообщил собеседник. Особенно на фоне вновь открытого накануне экспорта.
"Проблему ценообразования и объемов поставок нельзя решить за один день. Так не бывает. Конечно, до конца месяца ситуация должна стабилизироваться, но до тех пор все будет плохо", – заметил он.
Приоритеты поставокВ нашем регионе силами Российского топливного союза и губернатора Алтайского края удалось стабилизировать и увеличить поставки дизеля для сельхозпроизводителей (что жизненного важно в период уборочной кампании), но с бензином все оказалось сложнее.
Из-за того что внутренний рынок, особенно последние два-три месяца, был почти сухим, этого горючего в нужных объемах "физически нет и пока взять его неоткуда", отмечает Юрий Матвейко.
Тем не менее крупные топливные компании снабжают свои автозаправочные станции стабильно. Поэтому на территориях их присутствия дефицита не будет. Частные АЗС на местах в текущий период купить бензин не могут, а нефтяники обеспечивают частников топливом по остаточному принципу, подчеркнул вице-президент РТС.
Между тем в регионе работает около 500 АЗС. Из них порядка 140 – заправочные станции вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 26 муниципальных образований не входят в сферу их интересов. Здесь работают только частные заправки. В связи со сложившейся ситуацией здесь могут наблюдаться перебои бензина марки АИ-92, АИ-95 и ДТ.
"Думаю, что до конца месяца все частные АЗС будут испытывать напряженность. На сегодняшний день остатки нефтепродуктов минимальные. Что касается больших городов Алтайского края, уверен: никаких проблем не будет. Здесь работают АЗС нефтяных компаний, которые точно без топлива не останутся, поэтому потрясений мы не увидим", – заметил собеседник.
Что касается ситуации на ряде АЗС Барнаула, то это не дефицит топлива. Вероятнее всего, заправки просто не успевают за ажиотажным спросом. Не исключено, что его спровоцировали более демократичные, по сравнению с другими АЗС, цены.
По предварительным прогнозам РТС, дефицит (там, где он возникнет) пойдет на спад уже к концу октября, но не раньше. К тому времени топливо, приобретенное на бирже после спада цен и временного запрета на экспорт горючего, точно доедет до края. Первые поставки должны начаться в 20-х числах текущего месяца. Все это время рынок будет разбалансирован.
Преференции вместо штрафовПричину дестабилизации эксперт видит в системной недоработке регулирующих ведомств – Минэнерго и ФАС. Профильные структуры, по его словам, предпочитают не замечать проблему, которой уже много лет. Начиная с 2011-го из-за аппетитов нефтяников в части цен и объемов экспорта отрасль ежегодно лихорадит.
Причем многомиллиардные штрафы за недостаточное насыщение внутреннего рынка могли бы быстро решить проблему, но не тут-то было. Вместо этого нефтяные компании получат в этом году около 1 трлн рублей демпфера в качестве компенсации за снижение внутренних цен и ограничение экспорта, замечает Юрий Матвейко.
"Каждое лето мы видим одну и ту же картину: цены растут, нефтепродуктов нет. Но такого диспаритета цен и дефицита топлива, как в 2023-м, мы еще не наблюдали. В решение вопроса даже пришлось вмешаться президенту. Так не должно быть, ведь мы живем при рыночной экономике. Но, к сожалению, ситуация такова, что пока глава не скажет, ничего не изменится. Поэтому мы и дальше будем добиваться системного урегулирования топливного вопроса и насыщения внутреннего рынка достаточным объемом нефтепродуктов", – подчеркнул эксперт.