К чему привел мораторий на проверки бизнеса: плюсы и минусы
Мораторий на проверки предприятий, который ввели для защиты бизнеса от санкций, привел к ослаблению надзора за оборотом пищевых продуктов и росту контрафакта на полках магазинов, в том числе в Алтайском крае. Некоторые эксперты считают, что настало время отменить мораторий. Но есть и мнение второй стороны, которая уверена, что достаточно будет лишь усилить меры профилактики. Эту тему обсудили на площадке Совета Федерации по инициативе рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей, которую возглавляет сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
Напомним, мораторий на проверки – одна из мер, которую приняли в марте 2022 года для поддержки предпринимателей и снижения административной нагрузки со стороны контролирующих органов.
В результате было отменено порядка 240 тысяч проверок. Большая часть бизнеса оказалась освобождена от плановых проверок, при этом ограничения коснулись и внеплановых "осмотров".
"Эксперты отмечают, что увеличиваются случаи недобросовестного поведения предпринимателей, которые пользуются действующими ограничениями для осуществления незаконной деятельности. Получается, что введение моратория на проведение проверок и ослабление госнадзора за оборотом пищевых продуктов привели к росту фальсификата на полках супермаркетов", – заявил в ходе своего выступления Виктор Зобнев.
По его словам, сегодня об отмене моратория на внеплановые проверки уже заявляют общественные организации.
Председатель организации "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов обратил внимание на то, что рост числа нарушений наблюдается как в розничной, так и в онлайн-торговле.
Особое опасение вызывает продукция, где не введена маркировка товаров, потому что там проблемы с фальсификацией только растут. В первую очередь это касается рыбной и мясной продукции.
Настораживает общественников и тот факт, что потоки некачественной продукции переориентировались. Если раньше они равномерно распределились по рынку, то сейчас они больше идут в социальные учреждения. И в зоне риска оказываются в том числе больницы и школы.
"Можно отметить также, например, статистику отравившихся в летних оздоровительных учреждениях. К сожалению, за последние два года удвоилось число пострадавших. Это объективные данные из государственной информационной системы статистики", – подчеркнул Павлов.
Председатель комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко отметил, что есть две точки зрения влияния этой меры на бизнес.
С одной стороны, есть мнение, что мораторий в какой-то степени ослабил внимание надзорных органов, что позволяет недобросовестным производителям предоставлять некачественные услуги или не в полном объеме.
С другой стороны, есть мнение, что бизнес себя почувствовал более ответственным, более взыскательным и требовательно подходит к выполнению своих непосредственных полномочий и обязанностей.
Тимченко считает, что обсуждение этого вопроса на круглом столе позволит сделать определенные выводы. В частности, насколько опасения тех или иных сторон этого процесса понимают ответственность, насколько соблюдаются необходимые требования и помогают ли действующие профилактические мероприятия заметить недостатки и добросовестно развивать тот или иной бизнес.
По итогам круглого стола на основе обобщенных предложений участников были подготовлены рекомендации, которые нацелены на совершенствование защиты прав потребителей в условиях моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
К тому же, как отметил Виктор Зобнев, законодательство постоянно совершенствуется. В частности, 11 октября Совет Федерации одобрил поправки в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В них установлена административная ответственность за навязывание потребителям дополнительных товаров, работ и услуг за отдельную плату, приобретение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров.
"Если такое произойдет – последует наложение административного штрафа для должностных лиц – от 2 до 4 тысяч рублей; для юридических лиц – от 20 до 40 тысяч рублей. Также федеральным законом вводится административный штраф для должностных лиц и юрлиц за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо за уклонение от рассмотрения таких обращений", – заявил сенатор.
В то же время, по словам Зобнева, проверки полностью оправданны и необходимы, когда речь идет о защите прав граждан или в ситуации, когда под угрозой оказываются жизнь и здоровье людей. Поэтому особенно важно, чтобы граждане сами обращались за защитой своих прав в контролирующие организации, в том числе в Роспотребнадзор.