Краевой строительный заказчик вступил в битву с УФАС из-за новосибирской фирмы
Жители алтайского села Шарчино, по всей видимости, еще долго не увидят новую школу, о строительстве которой стало известно еще в 2021 году. Всему виной стал конфликт между краевым учреждением Единый заказчик капитального строительства и подрядчиком в лице Союза военных строителей, взявшимся за возведение школы. Сейчас обе стороны, а также краевое управление Федеральной антимонопольной службы в разных ролях участвуют сразу в нескольких судебных процессах, и кто в итоге одержит верх, предстоит выяснять именно судьям.
Черный список25 октября 2023 году КГКУ "Единый заказчик капитального строительства" обратилось в краевой арбитражный суд с требованием признать незаконным принятое в июле решение по делу № 022/10/104-808/2023 о "невключении" компании "Союз военных строителей" в реестр недобросовестных поставщиков.
"СВС" в Алтайском крае приложил руку к строительству двух социальных объектов: детского сада в Белокурихе и уже упомянутой школы в Шарчино. В первом случае строительство давно завершено и учреждение функционирует (однако не обошлось без спора об удорожании контракта, в котором арбитражный суд встал на сторону Единого заказчика). А вот вторая история оказалась куда более закрученной.
Как сообщили корреспонденту "Толка" в "СВС", в 2021 году компания и Единый заказчик заключили контракт на строительство школы. Он состоял из двух частей – непосредственно возведения здания школы и поля для бега и спортивных игр. Строительство школы прошло с трудностями: между заказчиком и подрядчиком возникали споры из-за неоднократных остановок работы, которые согласно позиции "СВС" были вполне обоснованными, поскольку были связаны с недостатками проектно-сметной документации и также ростом цен на строительные материалы.
Однако главные сложности возникли на втором этапе контракта, когда само здание школы уже было в целом закончено. Спортивная площадка из второй части контракта должна была расположиться на месте старого здания школы в Шарчино. Здание продолжало работать, однако так или иначе его было необходимо снести.
В итоге приступить к созданию спортплощадки компании так и не удалось: заказчик, как заверяют в "СВС", не предоставил разрешения на снос здания. Итогом вновь стала приостановка работ, и на этот раз уже основательная.
Раз – и в УФАСЗаказчик отреагировал на приостановку решительно. Во-первых, за ней последовало обращение в УФАС с требованием признать компанию недобросовестным поставщиком.
Во-вторых, Единый заказчик затребовал назад по банковской гарантии средства в размере более 63 млн рублей. Как считают в "СВС", требования завышены: сумма некомпенсированного удорожания стройматериалов и неоплаченных работ, как сказано в иске компании, поданном в арбитражный суд (о нем несколько ниже), превышает размеры неотработанного ей аванса. Кроме того, добавляют в компании, работы были официально и мотивированно приостановлены, что, согласно позиции "СВС", в целом снимает требования об уплате средств по гарантии.
В-третьих, заказчик в одностороннем порядке расторг контракт. Причем как опять же сказано в иске "СВС", часть исправлений проектной документации подрядчику он якобы выслал уже после расторжения контракта.
Обжалованию подлежитВ УФАС после обращения Единого заказчика все же заняли сторону "СВС".
"Представитель заказчика полагает, что подрядчик мог передать заказчику новое здание школы для приемки и после этого получить разрешение от администрации района на снос старого здания школы и возведение на этом участке спортивной площадки", – приводится позиция Единого заказчика в решении УФАС.
При этом согласно позиции компании сами условия контракта не подразумевают отдельную сдачу школы и спортивной площадки. Что опять же отражено и в тексте решения: там сказано, что второй этап работ означал именно одновременное завершение отделочных работ в школе и создание спортплощадки.
Комиссия антимонопольщиков также установила: подрядчик вполне своевременно выполнял работу, уведомлял заказчика о возникающих проблемах и возобновлял работы после исправления недочетов проектной документации.
Выводом из всего этого и стало решение о том, что записать "СВС" в недобросовестные поставщики нельзя. С чем не согласились в Едином заказчике. Чтобы подробнее узнать о позиции краевого ведомства по этому иску и конфликту с "СВС", редакцией "Толка" был направлен запрос.
Сам же "СВС" обратился в арбитражный суд, результатом чего стали три арбитражных процесса: об отмене отказа от контракта, об увеличении стоимости контракта и об отмене финансовых "санкций". Однако сначала суд должен принять решение именно по вопросу отмены (или сохранения) отказа Единого заказчика от участия в контракте.
Совсем другая историяНужно отметить, что споры, попадающие в объектив СМИ, преследуют "СВС" не в первый раз. В родной для себя Новосибирской области компания, как сообщает НГС, стала участником судебного конфликта с МЧС. Конфликт также разгорелся из госконтракта, на этот раз на модернизацию Сибирского спасательного центра в Коченево.
С самого старта у компании возникли трудности: котлованы, выкопанные по проекту реконструкции для строительства новых зданий, начали заполняться водой. При этом согласно документации грунтовые воды находились значительно ниже. А здания, которые изначально предполагалось отремонтировать, оказались аварийными. Экспертиза проекта показала, что чертежи проекта и вовсе "имеют признаки фальсификации".
В итоге стройку решением федерального руководства МЧС приостановили, а проект отправили на корректировку. С чем в "СВС" не согласились: по мнению руководства компании контракт после перепроектировки должны были заново выставить на торги. Стоимость нового проекта увеличилась, а финансирование осталось прежним, что привело к новым сложностям и повторной остановке строительства.
В дальнейшем МЧС в одностороннем порядке расторгло контракт с подрядчиком и попыталось внести строителей в список недобросвестных поставщиков, но и тогда УФАС заняла сторону компании.