Бешенство на Алтае: угрожает ли болезнь жителям региона и как с ней бороться
В 2023 году в Алтайском крае зафиксировали сразу 13 "неблагополучных" пунктов по бешенству. Причем сразу два из них находились в краевой столице. О том, как в регионе борются с этим заболеванием, когда от него в последний раз умирал человек и каковы общие тенденции распространения бешенства на Алтае, в ходе пресс-конференции 8 ноября рассказал глава краевого управления ветеринарии Владимир Самодуров.
Итоги годаВ целом ситуацию с бешенством в Алтайском крае Самодуров назвал "сложно-напряженной". Неблагополучные по бешенству пункты в Алтайском крае выявили в 10 районах, а также в Заринске и Барнауле. Из 13 случаев пять были связаны с лисами и еще по четыре с кошками и собаками.
Два случая в Барнауле, по словам Самодурова, также были связаны с кошкой и собакой и выявлены были в Борзовой Заимке и поселке Спутник соответственно.
"Есть определенная динамика (...) Самое большое число неблагополучных пунктов у нас было в 2001 году – 101. Затем у нас было 80 пунктов в 2007 году, в 2009 году их было 60", – сообщил чиновник.
При этом в сравнении с прошлыми годами количество неблагополучных пунктов выросло. Что, по словам Самодурова, объясняется тем, что бешенство это природно-очаговое заболевание.
Важно отметить, что для людей последствия бешенства, если, конечно, укушенный оперативно не обратится в больницу, всегда фатальны. Впрочем, в Алтайском крае, по данным Самодурова, последний раз человеческую смерть от бешенства фиксировали 20 лет назад – в 2003 году в Хабарском районе.
Опасные сусликиКак сообщил чиновник, раньше порядка 25–30% случаев заболевания приходилось на сельскохозяйственных животных, а основным "пациентами" были именно дикие звери. После 2019 года, когда в крае начали применять оральную вакцину от бешенства, количество неблагополучных пунктов значительно уменьшилось, а большинство случаев стало приходится на плотоядных домашних животных, то есть кошек и собак.
При этом, по словам Самодурова, потенциальным источником опасности выступают любые плотоядные и даже дикие млекопитающие в целом. В том числе, например, белки, ежи и даже суслики.
"Был случай: мальчик приехал на дачу, засунул руку в нору, его укусил суслик. Мы этого суслика добываем и отрабатываем, чтобы исключить данное заболевание", – рассказал Самодуров.
Поэтому контактов с дикими животными лучше избегать: все-таки территория края в плане распространения бешенства неблагополучна.
Некоторые из случаев обнаружения заразных животных выглядят откровенно неожиданно.
"В Мамонтовском районе была нетривиальная ситуация: там подростки до 14 лет фактически разделали труп бешеной лисы", – поделился жутковатой историей чиновник.
Дети после этого оказались в медицинском учреждении, однако, по словам Самодурова, их дальнейшая судьба ему не известна. А вот мотивация юных вивисекторов остается тайной. А в еще одном районе края выявлению бешенства способствовало то, что беременная женщина подобрала больную кошку.
Лучшая защитаСейчас управление ветеринарии активно занимается профилактикой бешенства с помощью вакцинации. И если в 2017–2019 годах в крае привили 180 тысяч животных, то в 2020 году уже 480 тысяч. За девять месяцев 2023 года было и вовсе привито свыше 460 тысяч четвероногих. И входят в этот объем и домашняя скотина, и кошки с собаками.
Кстати, вакцинация животных от бешенства в крае сейчас бесплатна. За исключением, разумеется, случаев, когда владелец хочет привить их каким-то альтернативным препаратом вместо стандартной вакцины.
Кроме того, с 2019 года, как уже было сказано, в крае идет оральная вакцинация диких животных (то есть вакцину в съедобном формате разбрасывают в лесах региона). В 2023-м таким образом обработали уже почти восемь тысяч квадратных километров территории края.
Основные маркеры бешенства – это обильное слюноотделение и боязнь воды. Кстати, незаметно протекать заболевание у животных может вплоть до года, что еще раз говорит о необходимости вакцинировать питомцев.