"Разбомбили": жители села на Алтае разгневаны потоком КамАЗов, разбивших дорогу
"Три дня назад у нас была хорошая дорога, а сегодня этой дороги просто нет, ее разбомбили. Мы не представляем, как куда ехать, случись что. Легковые машины уже практически проехать не могут. Только тракторы и КамАЗы", – говорит жительница села Зимино Ребрихинского района Татьяна Шеллер. 29 км пути от села до райцентра за несколько дождливых дней разбили КамАЗы, которые вывозят сахарную свеклу с полей на черемновский завод. Хотя, по словам жителей, все можно было "решить по-человечески" и не "убивать" дорогу.
"Полностью уничтожают"Около села Зимино находятся поля агрофирмы "Черемновская", которая входит в ГК "Доминант", выращивает сахарную свеклу и поставляет ее как сырье на Черемновский сахарный завод.
Обычно, рассказывает местный аграрий Андрей Штейнбрехер, урожай вывозили уже по морозам, фактически по замерзшей проселочной дороге, которую пробивали напрямую в сторону села Колыванское.
"Никто им слова не говорил! А сейчас они там ехать не могут – и полностью уничтожают нашу дорогу", – говорит он.
Все дело в затянувшейся дождливой осени и почти непрекращающихся с августа осадках. Все полевые дороги расквасило так, что они давно превратились в непролазную грязь, везти свеклу напрямую невозможно. И КамАЗы поехали, делая крюк в десятки километров, по дороге, которая соединяет с райцентром несколько сел: Зимино, Плоскосемино, Ключевку, Дальний и Зеленую Рощу. В них, по оценкам жителей Зимино, проживает больше 1 тыс. человек.
"Была дорога – и нет ее. Мы разговаривали с фермерами – они машины изувечили уже на этой дороге: кто бампер оторвал, кто радиатор пробил. Раньше мы ехали 30 минут до Ребрихи, сейчас – полтора часа", – говорит Штейнбрехер.
По его словам, все экстренные службы: скорая, пожарные – находятся в райцентре, и они отказываются ехать по этой дороге.
"Завод на грани остановки"А между тем, считают жители, можно было бы спокойно сохранить дорогу, если бы агрофирма "Черемновская" подождала несколько дней до уже скорых морозов. Тем более, предполагает он, до того времени можно было бы вывозить свеклу из кагатов (большие гурты на полях), расположенных рядом с федеральной трассой у села Рогозиха.
"Директор говорит, что на заводе не хватает сырья. Но у них поля есть и у Рогозихи, и со стороны Алейска, Калманки", – говорят жители.
Они полагают, что вывозить свеклу непосредственно с поля на федеральную трассу сейчас рискованно для агрофирмы.
"Все полевые дороги раскисли – КамАЗы со свеклой выдергивают с полей "Кировцами". А это грязь, которую они вытаскивают на трассу. И их за это могут наказать, потому что по грязи любую машину может занести и она может улететь с трассы", – объясняет возможную причину житель Зимино.
Сергей Ярещенко, директор "Черемновской", сообщил "Толку": дорога преткновения – общего пользования, транспорт агрофирмы может по ней ездить. По его словам, сейчас это, по сути, единственная трасса, по которой свеклу можно поставлять на завод.
"У нас весь сезон идут дожди. Все, что можно было и откуда можно было, мы уже вывезли. Завод находится на грани остановки, мы тоже не можем оставить его без свеклы, – объяснил он. – Да, у нас стоят кагаты у Рогозихи [близко к федеральной трассе], но и мы должны предвидеть будущее, когда начнутся снегопады и метели и свеклу тоже нужно будет доставлять на завод. Все заметет, и отсюда 120 км дорогу пробивать – тоже не вариант для нас".
"Бюджетные деньги вылетели в трубу"Три года назад, рассказали "Толку" Штейнбрехер и краевой депутат по этому округу Анатолий Вытоптов, более 1 км этой трассы полноценно отремонтировали на бюджетные деньги.
"Такие деньги вбухали на ремонт, и за два дня они вылетели в трубу, – возмущается Татьяна Шеллер. – Мы не понимаем, как это вообще возможно. Вот нам сделали дорогу – на нее есть гарантия? Все же понимали, что будет с этой дорогой, если по ней проедут десятки КамАЗов вместе с тракторами. Мы обращались и в администрацию района, и к директору завода, и в наше ДРСУ. Нам сказали, что ничего сделать не могут, так как закон никто не нарушает".
17 ноября, рассказали "Толку", прошла встреча жителей с Сергеем Ярещенко. На ней он также сообщил, что транспорт предприятия не нарушает нормативы по нагрузке на дорогу.
Как рассказал Штейнбрехер, на этой встрече по громкой связи с собравшимися разговаривал и начальник ребрихинского ДРСУ, который сообщил, что нужно минимум 2 тысячи тонн щебня, чтобы отсыпать дорогу. Якобы директор агрофирмы сказал, что предприятие готово вести только ямочный ремонт.
"Мы уже сейчас туда, где разбиваем большие ямы, выбоины, привозим щебень, подсыпаем, ровняем, стараемся, чтобы легковые машины могли ездить. По окончанию, когда подзамерзнет, пустим грейдер, выровняем", – сообщил "Толку" Ярещенко.
"Ну, закопают они этот щебень. Что изменится? Просто бухнут щебенку в грязь, в жижу эту", – говорит Штейнбрехер. "Какие ямы засыпят? Там уже дороги нет фактически", – поддерживает его Татьяна Шеллер.
В селе живут и пенсионеры, и инвалиды, добавляют они. "У нас живет женщина, у нее муж и дочь – инвалиды, сын недавно на СВО погиб. К ним постоянно скорая приезжала. Что сейчас будет?" – приводит пример Штейнбрехер.
Агрофирма "Черемновская" и Черемновский сахарный завод входят в число наиболее финансово успешных предприятий Алтайского края в своих отраслях. Так, по итогам 2022 года, согласно данным "Спарк Интерфакс", выручка агрофирмы составила почти 2,9 млрд рублей, и это 5-е место среди всех сельхозпредприятий края. Ее чистая прибыль – почти 2,7 млрд рублей, и это 1-е место. Черемновский сахарный завод в 2022 году получил выручку в 8,3 млрд рублей, это 7-е место среди всех обрабатывающих производств региона, чистую прибыль – 1,7 млрд, это 4-е место.
В селе боятся, что весной они вовсе окажутся отрезанными от райцентра. А они помнят, как это было до ремонта дороги. Тогда мужчина, чтобы попасть в больницу утром и не "убить" по дороге машину, выезжал с вечера и лопатой ямы перед собой закидывал. "Это дико было", – говорит Штейнбрехер. Да и местным фермерам приходилось выкручиваться – иногда приходилось "Кировец" отправлять за 20 км, чтобы удобрения привезти.
"Мы и уже и зимы, и весны боимся", – резюмирует Татьяна Шеллер.