Алтайский омбудсмен рассказал, как в регионе решают проблемы участников СВО
Обращения участников СВО и их семей регулярно попадают в работу уполномоченного по правам человека в Алтайском крае и посвящены целому комплексу проблем. Для решения вопросов аппарат регионального омбудсмена взаимодействует с федеральным уполномоченным, Минобороны и региональным министерством социальной защиты. Подробнее об этом в ходе пресс-конференции 12 декабря рассказал уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Антон Васильев.
Пропавшие, но не забытыеПо словам Васильева, сейчас аппарат уполномоченного приближается к показателю в две тысячи обращений в год, из которых большУю долю составляют "вопросы, связанные с обороной". Часть из них посвящена розыску пропавших военнослужащих.
Механизм этой работы уже налажен: вместе с федеральным омбудсменом Татьяной Москальковой алтайский уполномоченный обращается в комитет Красного Креста, а сама Москалькова по своей линии формирует предложения по обмену. При этом сейчас, как уточнил Антон Васильев, обмен пленными фактически приостановлен.
Всего, как отметил алтайский омбудсмен, на стол к нему поступили порядка сотни обращений о пропавших без вести военнослужащих с Алтая. Примерно по двум третям из этих случаев пока нет "положительной информации". Однако есть и примеры успешного поиска и удачного возвращения людей из плена.
"Нередки ситуации, когда звонят семье пленного и от нее требуют выкуп. Бывают и еще худшие случаи: от родственников требуют размещения негативной информации об армии и стране", – рассказал о еще одной проблеме Антон Васильев.
Разумеется, по словам омбудсмена, идти на подобное нельзя: безопасности пленному никто не гарантирует. А размещение дискредитирующих сообщений может привести к уголовной ответственности. В такой ситуации нужно передать информацию в компетентные органы: военный комиссариат, ФСБ или собственно уполномоченному. Кстати, случаи подобных обращений в опыте омбудсмена уже были.
Соответственно, любой правильный алгоритм действий, если близкий человек пропал без вести в зоне СВО или попал в плен, должен начинаться с обращения в военный комиссариат. Параллельно с этим стоит также обратиться на горячую линию Красного Креста, где можно попросить о содействии в розыске.
Выплаты и условияПо словам омбудсмена, аппарат уполномоченного действительно может помочь и в решении "бытовых" проблем участников специальной военной операции: как минимум запустив проверку обстоятельств, о которых они сообщают. Если и не самостоятельно, то с помощью военной прокуратуры соответствующего округа.
"Наши просьбы не проходят мимо, прокуратура очень тщательно проверяет [каждое обращение]", – заверил уполномоченный по правам человека в Алтайском крае.
Среди тем обращений присутствуют, например, проблемы с выплатой денежного довольствия, связанные, как правило с техническими проблемами, когда военнослужащий по каким-то причинам не попадает в соответствующую электронную систему, а также трудности с обеспечением оружием и обмундированием.
Впрочем, в случае с последней категорией, по словам Васильева, в Минобороны РФ сообщили: проблемы находятся на контроле.
Также существуют обращения, связанные с отпусками военнослужащих.
"График отпусков утвержден, хотя были и воинские части, где его утвердили только в ноябре. Предусмотрели отпуска еще в этом году, но с оговоркой: если фронтовая ситуация будет меняться, то отпуска будут сдвигаться", – уточнил омбудсмен.
По мнению Антона Васильева, ситуация с отпусками в перспективе отладится.
В некоторых случаях добиться положительного решения вопроса омбудсмену не удается из-за сложностей "на местах". Как правило, это происходит, когда за помощью обращаются жены или матери военнослужащих. После обращений проходит проверка, результатом которой становятся объяснительные от военнослужащих, где сказано, что на самом деле никаких претензий у них нет. Что, конечно же, затрудняет работу.
По поручению Губернатора Алтайского края Виктора Томенко Министерством социальной защиты Алтайского края сформированы бригады специалистов для индивидуальной работы с семьями мобилизованных. В каждом муниципалитете определены социальные работники, которые выходят в семьи мобилизованных жителей края, выясняют, какая помощь им требуется, оказывают психологическую и социальную поддержку. Обращаем внимание, что нуждающиеся семьи мобилизованных граждан по различным вопросам могут обратиться по телефону контакт-центра Минсоцзащиты 8 (3852) 27-36-01.