Догнать пристава, или Как добиться правды, когда на твои счета наложили арест
"Догнать Савранского – это утопия" – известную фразу одного из персонажей советского фильма "Покровские ворота" можно с легкостью применить к судебным приставам, уверена жительница Барнаула Алена (имя изменено). Она утверждает: когда у нее реально возникла необходимость, дозвониться до службы судебных приставов или попасть на прием к сотруднику ФССП оказалось едва ли не сложнее, чем достучаться до небес. Своими проблемами девушка поделилась с "Толком". Редакция переадресовала вопросы собеседницы заместителю главного судебного пристава Алтайского края Сергею Пекареву.
История одного штрафаАлена всегда старалась избегать статуса должника, рассказала жительница краевой столицы. Поэтому просроченный 500-рублевый штраф от Госавтоинспекции стал громом среди ясного неба. О своем долге девушка узнала, когда в ее личный кабинет один за другим стали сыпаться "письма счастья".
В первом говорилось о возбуждении исполнительного производства, во втором – о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля, а далее один за другим пошли уведомления от банков об аресте счетов.
"Причем на погашение долга мне отвели пять дней. На следующий же день все было оплачено. А письма продолжили приходить. Честно скажу, было очень неприятно. Я хотела связаться с приставленным к моему делу приставом по указанному в исполлисте телефону. Но сколько бы я ни звонила с разных телефонов, трубку никто не брал", – рассказала горожанка.
Отметим, что с такой проблемой ежедневно сталкивается немало барнаульцев. На недоступность приставов не раз жаловались знакомые Алены, а также читатели нашего издания. И когда под анонсом прямого эфира на площадке регионального ЦУРа с представителем региональной ФССП появился соответствующий вопрос, он получил несколько лайков от других пользователей.
В ходе трансляции Сергей Пекарев объяснил, что сегодня практически все вопросы, связанные с работой судебных приставов, можно решить через портал "Госуслуги", что "ускоряет и упрощает процесс их решения". По словам представителя ФССП, люди все чаще выбирают именно "такой способ общения". Только в этом году в банк данных исполнительных производств пользователи заходили более 7 млн раз. Кроме того, в краевую службу поступило свыше 68 тыс. заявлений в электронном виде, отметил Пекарев. За последние три года число пользователей только увеличивается.
"Тем не менее остается еще много людей, которые хотят лично общаться с приставами-исполнителями, поэтому и возникают вопросы по поводу невозможности дозвониться либо попасть на прием. В то время, как многие из этих вопросов решаются с помощью удобных сервисов", – подчеркнул пристав.
Пристав на ладониПекарев объяснил: гражданам, зарегистрированным на Госуслугах, доступен сервис "Цифровое исполнительное производство". Через него любой пользователь может оперативно получить практически все услуги. Например, в личный кабинет портала оперативно стекаются все уведомления о возбуждении исполнительного производства. Они точно не потеряются на почте или в почтовом ящике. Долги можно оплатить здесь же с помощью карты. Достаточно нажать на кнопку "оплатить". Реквизиты вбивать не придется. Наша собеседница так и сделала. Проверив наличие неоплаченного штрафа за нарушение ПДД по номеру постановления, она перевела нужную сумму (плюс комиссия) на указанный счет.
"Если какое-то производство затянулось и не получилось сразу оплатить задолженность, гражданин в личном кабинете может увидеть все процессуальные документы, которые выносит пристав-исполнитель: взыскание исполнительского сбора, обращения на взыскания на счета, аресты счетов, ограничения регистрационных действий на имущество (движимого и недвижимого), запрет на выезд за границу и т. д.", – продолжил вводить в курс исполнительного делопроизводства эксперт.
И документы действительно оперативно стекались в личный кабинет, отметила Алена. Причем о разворачивающейся вокруг нее неприятной финансовой истории девушка узнавала из первых рук и достаточно быстро. Благодаря этому она смогла без проволочек приступить к действиям.
Как отметил Пекарев, каждый может еще и подать в ФССП любые жалобы, в том числе на качество работы самих приставов. В этот же день их зарегистрируют в соответствующем подразделении службы и рассмотрят в установленный срок. Таким образом, уверяет эксперт, в большинстве случаев у человека просто отпадает необходимость звонить сотрудникам ФССП или ходить на личный прием.
"Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Когда ты оплатил долг, но тебе продолжают приходить уведомления об арестах счетов, хочется уточнить, все ли в порядке. Пока не стало поздно. Но на портале тебя никто не успокоит, не объяснит простым языком, в чем загвоздка. Поэтому-то я и начала звонить приставу. И не дозвонилась", – поделилась неприятным опытом Алена.
Она добавила, что, несмотря на быстро оплаченную задолженность, аресты со счетов не сняли, а спустя пару дней с одного из них (где были деньги) списали еще 500 рублей.
"Выглядело это не очень справедливо. А если у человека большой долг и открыты счета в каждом банке, с него снимут одну и ту же сумму несколько раз?" – задалась вопросом собеседница.
Такой вариант не исключен, отмечает зам главного пристава Алтайского края. По его словам, все постановления обрабатываются автоматически, деньги тоже списываются программами. Так как сотрудники ФССП не могут проверить наличие нужной суммы средств в каждом банке, то подают соответствующие представления на арест во все финансовые организации, где у должника открыты счета. Но здесь важно понимать, отметил он, что приставы арестовывают счета только на сумму долга. Более того, лишние списания приставы-исполнители должны вернуть. Однако делается это не быстро.
"Вопрос стоит лишь в задержке. Все операционные процедуры занимают определенное время. Деньги должны пройти длинный путь: сначала попасть на депозит службы приставов, после чего сотрудник службы, увидев лишние списания, принимает решение их вернуть, и только потом средства отправляют на счет гражданина. Все это занимает определенное время, поэтому деньги не возвращаются день в день", – пояснил эксперт.
Старикам онлайн место?У собеседницы "Толка" был еще один важный вопрос. Алена считается себя уверенным интернет-пользователем и с легкостью провела все необходимые процедуры через госпортал. Но что делать тем, кто не настолько продвинут в силу, например, возраста. Как пожилому человеку, который в силу разных причин (не важно каких) "оброс" долгами, добиваться справедливости?
Заручиться поддержкой кого-то из родственников, который выступит в роли доверенного лица, пояснил пристав. Если родственник будет действовать от своего имени и подавать документы под собственной "учеткой", потребуется доверенность. Но есть способ гораздо проще.
"Как показывает практика, чаще всего граждане, которые затрудняются пользоваться цифровыми услугами, просто просят своих родственников зайти под их учетной записью, чтобы те помогли заполнить ту или иную карточку, заявление или обращение", – сказал он.
К тому же у приставов есть собственный голосовой бот-помощник по имени Полина, которому можно позвонить и действительно дозвониться. Она якобы может помочь практически в любой ситуации. Мы не проверяли весь функционал бота, но на простые вопросы она смогла доступно ответить. Чтобы идентифицировать человека и дать общедоступную информацию, голосовой помощник просит назвать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Для более предметного и расширенного разговора требует назвать данные паспорта и СНИЛС.
Однако эксперт так и не разъяснил, что делать наиболее незащищенным категориям граждан – одиноким старикам и инвалидам. Что делать этим людям, если их затянет в машину исполнительного производства, а помощи ждать неоткуда? Этот вопрос так и повис в воздухе.