Толк новости
Общество |

Криминальная "знать". Остались ли в Алтайском крае воры в законе

Начиная с 2019 года даже само наличие у того или иного лица высшего криминального звания в преступной иерархии в России карается по закону
Читать в полной версии ➔

Совсем недавно начальник ГУ МВД по Алтайскому краю Андрей Подолян в ходе отчета о работе ведомства в 2023 году сообщил: в этот период в регионе было передано в суд уголовное дело по относительно новой статье УК – 210.1, "Занятие высшего положения в преступной иерархии" – или же, попросту, статье о ворах в законе. Кроме того, по словам Подоляна, еще одно дело по данной статье сегодня расследуется. Кто же такие воры в законе, кто в Алтайском крае носил подобный статус и с чем связано применение "воровской статьи" в регионе – в материале "Толка".

Кто есть кто

Для начала – немного "теории". Само понятие "вор в законе" в целом понятно большинству россиян без лишних объяснений, однако основные черты данного все же стоит "собрать воедино".

"Воры в законе – это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, образовавшееся в 30-х годах XX века и характеризующееся наличием жесткого кодекса криминальных традиций, а также исключительным уровнем закрытости и конспиративности", – сообщает ресурс "Академик" со ссылкой на учебник криминологии Виктора Лунеева.

Для этого сообщества, как сказано там же, характерен свой "свод" законов и обычаев, включающих в том числе и "коронование", то есть инициацию в высшую криминальную иерархию.

До 2019 года сама по себе принадлежность к ворам в законе не каралась. Однако будущая формулировка, в дальнейшем ставшая отдельной статьей в законодательстве, уже была. В статье 210 ("Организация преступного сообщества") с 2009 года существует часть 4, охватывающая преступные деяния, совершенные "лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии". Однако на практике с данным параграфом все обстоит весьма непросто.

Как сообщало "Российское агентство правовой и судебной информации", согласно отчетам Судебного департамента при Верховном суде РФ, за весь период существования нормы по ней было осуждено только два человека. Что, по всей видимости, и стало одной из причин, по которым в 2019 году УК расширили. В кодекс добавили статью, карающую за сам факт наличия криминального "звания". И, похоже, не зря: в СМИ нередко появляется информация о том, что тот или иной авторитет добровольно отказывается от своего статуса.

Впрочем, необходимо отметить: один из двух приговоров, вынесенных по той самой "воровской" части "оригинальной" статьи 210 УК, имел место именно в Алтайском крае.

Алтайский феномен

Юридическим пионером в регионе стал Мамука Чкадуа, он же – Мамука Гальский, осужденный в 2017 году.

"С 2012 по 2013 год гражданин другого государства Мамука Чкадуа организовал в Алтайском крае преступное сообщество. Члены первой организованной группы вымогали в Барнауле деньги у граждан, занимавшихся грузоперевозками и имевших долги. Участники второй были ориентированы на физическое подавление роли конкурентов и всех несогласных с проводимой сообществом "политикой", – сообщал о деле Чкадуа по ссылкой на правоохранительные органы "Политсибру".

В общей сложности потерпевшими от рук Чкадуа и его ОПГ признаны 45 человек. На счету банды и одно доказанное убийство: в результате покушения на конкурента Чкадуа из криминальной среды был убит мужчина из круга общения последнего.

Информации о дальнейшей судьбе Чкадуа оперативно найти не удалось. Однако достаточно необычным образом сложилась биография его соратника Шерали Хатамова, известного как Саша Узбек. Узбек в 2023 году, как сообщал источник "Толка", погиб, принимая участие в специальной военной операции в составе ЧВК "Вагнер". Предположительно – в сражении за Соледар.

Впервые на сцене

Что же касается свежих уголовных дел, то они, как уже было сказано, касаются той самой статьи 210.1, наказывающей за воровской статус. В 2023 году, по всей видимости, в суд было передано дело банды вымогателей. Некого гражданина, чьи имя и фамилия в производстве не указаны, помимо общей для всех четверых фигурантов статьи 163.3 пункт "а" (вымогательство, совершенное организованной группой), обвиняют по статье 210.1.

Именно вышеназванное дело и стало, по всей видимости, первым в истории Алтайского края применением статьи 210.1 По крайней мере, о том, что первый прецедент заведения дела по этой статье в регионе произошел в 2022 году в ходе "сессионного" отчета заявлял Андрей Подолян. Чтобы удостовериться в этом и получить ответ на ряд других вопросов, редакция "Толка" направила запрос в ГУ МВД по Алтайскому краю.

Кроме того, пресс-служба МВД уже в январе 2024 года размещала сообщение о, по всей видимости, еще одной банде вымогателей из Славгорода, дело которой расследуется в настоящее время. Ей также руководил гражданин, ныне подозреваемый в занятии высшего положения в преступной иерархии.

"Предварительно установлено, что в период с августа 2021 года по декабрь 2022 года четверо ранее судимых жителей города Славгорода под предлогом возврата несуществующего долга вынудили шестерых земляков отдать им денежные средства и различное имущество на общую сумму около миллиона рублей", – сказано в сообщении МВД.

Лидер вымогателей, как сказано в сообщении, из 58 лет своей жизни более 20 лет провел в местах лишения свободы. Где, видимо, и приобрел свой статус.

Впрочем, оба дела – уже находящееся в суде и расследуемое – даже можно спутать, так как их обстоятельства крайне схожи. Разнятся лишь статьи УК, указанные в сообщении и в производстве.

Злодеи прошлого

Однако преступники, которых как минимум называли ворами в законе, в Алтайском крае уже были, и их перечень на Мамуке Чкадуа не заканчивается. И даже не начинается.

Самым известным, пожалуй, можно назвать Нурахмана Мамырова (или Мутая). Мамыров родился в Алматы в 1949 году, а уже в 1965 году совершил грабеж в Рубцовске и на шесть лет попал в Бийскую воспитательно-трудовую колонию для малолетних преступников. В 1974 году, когда Мутай уже должен был оказаться на свободе, он убил другого заключенного, совершив единственное в своей "карьере" собственноручное убийство и получив несколько "бонусных" лет тюрьмы.

Эти годы Мутай провел в исправительных учреждениях за пределами Алтайского края заработав своего рода "резюме". Именно оно в 1993 году помогло преступнику по возвращению в Барнаул получить статус "управляющего" криминальным миром.

В дальнейшем на воле вор в законе проводил времени меньше чем за решеткой, а последний свой срок заработал в 2010 году за убийство, совершенное по его приказу: приближенные Мутая в 2004 году устранили его конкурента Владимира Якушкина по прозвищу Узбек. В 2013 году преступник умер в ижевской тюрьме от цирроза печени, вызванного, по всей видимости, героиновой зависимостью.

Еще одним известным представителем алтайского криминала можно назвать Николая Кузьмина, он же Коля-Младенец, на данный момент отбывающего 20-летний тюремный срок за вымогательство: он организовал ОПГ, вымогавшую деньги с жителей Заринска, причем удаленно – уже будучи в тюрьме.

Изначально же в местах лишения свободы Младенец оказался еще в 2009 году: суд приговорил его к девяти годам лишения свободы за торговлю наркотиками. При этом, по данным АИФ, первый раз он попал в тюрьму еще в 18 лет.

Впрочем, похоже, что эпоха подобных персонажей – к всеобщему облегчению – уже ушла в прошлое. Так, например, вору в законе Шакро Молодому, некогда считавшемуся "авторитетом среди авторитетов", уже перевалило за 70.

Несмотря на то, что новости о его выходе из тюрьмы стали достаточно резонансными, поверить в то, что в таком возрасте он все еще представляет угрозу для общества, достаточно трудно.

Читать в полной версии ➔