Елки-палки: леса Алтая завалены ветровалом, а ленточный бор "светится насквозь"
Врио министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Андрей Стрелковский в ходе правительственного часа АКЗС 5 июня подвел основные итоги работы в лесном хозяйстве региона за 2023 год и обозначил актуальные проблемы в этой сфере. Депутаты краевого парламента не остались безучастны к полученной информации, озвучив свои замечания и предложения. Среди комментариев народных избранников прозвучали тезисы о том, что ленточный бор "светится насквозь", и вопрос, почему лесные массивы региона завалены ветровалом.
Вопрос с ветровалом так и не решилиЕще до встречи со Стрелковским депутаты АКЗС адресовали ему вопрос по поводу ликвидации последствий ноябрьского урагана прошлого года в алтайских лесах.
Врио главы минприроды края озвучил, что стихия накрыла порядка 160 тысяч гектаров леса, а общая масса погибшей древесины, по предварительным подсчетам, составляет около 300 тыс. кубометров.
Стрелковский пояснил, действующее лесное законодательство России предусматривает, что ветровальная древесина до 25% от объема запаса на лесопатологическом выделе является естественным отпадом, а санитарно-оздоровительные мероприятия назначаются в случае превышения этого процента:
"В связи с вышесказанным всю ветровальную древесину изъять из леса невозможно".
Врио министра природных ресурсов и экологии края добавил, по инициативе ведомства и при поддержке губернатора Виктора Томенко в феврале текущего года депутаты АКЗС направили обращение в Минприроды России с предложением приравнять ветровал к валежнику, что помогло бы быстрее очистить лес от поваленных деревьев. Пока федеральное ведомство предложение не поддержало.
Стрелковский отметил, что ветровальная древесина повышает пожароопасность и является дополнительным источником распространения лесных вредителей и болезней. При этом жители региона выражают недовольство по поводу невозможности заготовки такой древесины для собственных нужд.
Резюмируя выступление по этому вопросу, врио главы минприроды края пояснил, что 13-15 мая в регионе работала федеральная комиссия, которая оценила масштабы последствий урагана:
"В результате совместной работы выработаны предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. Они позволят проводить санитарно-оздоровительные мероприятия в лесу, а также убирать отдельно лежащие ветровальные деревья".
"Ленточный сбор светится насквозь"По теме лесозаготовок в Алтайском крае Стрелковский отметил, что из разрешенных 6 млн кубометров леса в 2023 году в регионе заготовлено около 2,4 млн кубометров, что составило 40%. В сравнении с 2022 годом объемы лесозаготовки уменьшились на 188 тыс. кубометров.
Председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов задал вопрос, почему фактический процент заготовки древесины значительно меньше от разрешенного объема.
Врио главы минприроды края пояснил, что разрешенные для заготовки площади рассредоточены по краю. В частности, сюда не входят большие площади лесов в ленточных борах и приобских массивах. Основная часть лесов, где разрешена заготовка, приходится на горы и предгорья, а там, со слов Стрелковского, люди практически не берут в аренду лесные участки.
Еще один фактор связан с тем, что до 2022 года лесопользователи могли дважды за 10 лет проходить одни и те же лесные площади, но этот момент ужесточили. Врио министра подчеркнул, что теперь лесопользователи могут выбирать только спелую и перестойную древесину.
В настоящее время в Алтайском крае в аренду передано 507 лесных участков на площади 1,9 млн гектаров.
В том числе для заготовки древесины – 68 лесных участков на площади 1,7 млн гектаров с объемом пользования более 2,5 млн кубометров.
В ленточных и приобских борах плановый объем изъятия составляет 3,2 млн кубометров. Фактически заготовлена половина – 1,6 млн кубометров.
Стрелковский подчеркнул, что в лесах края проводятся преимущественно выборочные рубки интенсивностью не более 30%:
"Показатель вырубки не более 30% не говорит, что на определенной площади ежегодно можно рубить столько леса, а говорит о том, что рубить можно не более вышеназванных процентов раз в десять лет".
Уже подводя итоги парламентского часа, Владимир Семенов вновь вернулся к теме лесозаготовки:
"С нашими арендаторами у нас просто беда. У нас там, где мы не можем выбрать лес, он и не выбирается. Зато там, где можем, мы выбираем еще и с плюсом. Ленточный бор уже светится насквозь".
Незаконных рубок стало меньшеПо информации Стрелковского, в 2023 году в лесном фонде края выявлено 190 фактов незаконных рубок, что ниже на 11% по сравнению с 2022 годом. Количество незаконно заготовленной древесины составило 1,9 тыс. кубометров.
За 2023 год в полицию направлено 182 материала для принятия решений о возбуждении уголовных дел по фактам незаконных рубок. Врио министра природных ресурсов и экологии заострил внимание на том, что нелегальная рубка сплошным способом на территории Алтайского края ни разу не фиксировалась. И добавил, что подобные рубки совершаются только в отношении единичных деревьев.
Кроме этого, Стрелковский озвучил, что по итогам 2023 года в отношении арендаторов лесных участков возбуждено 264 дела об административных правонарушениях. Чаще всего нарушались правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также правила заготовки древесины.
Комментируя выступление врио главы минприроды края в части незаконных рубок, председатель комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов заметил, что, возможно, количество незаконных рубок не уменьшилось, а их просто стали меньше фиксировать.
"Надвигается страшнейшая беда"Также в ходе правительственного часа затронули тему восстановления лесозащитных полос в регионе, посаженных более 60 лет назад.
В настоящее время в регионе растут две государственных лесозащитных полосы (Рубцовск – Славгород и Алейск – Веселовка). Они, по словам Стрелковского, находятся в удовлетворительном состоянии.
Вопросы восстановления остальных лесополос, расположенных на землях сельхозназначения, требуют межведомственного взаимодействия и дополнительного федерального регулирования.
Депутат АКЗС Антон Арцибашев отметил, что на подъезде к Рубцовску защитных лесополос практически нет:
"Откровенно говоря, беда страшнейшая надвигается на Алтайский край. От ваших ответов веет какой-то бесхозяйственностью. Какая проблема посадить за стол несколько министров и решить этот вопрос? У нас 30 лет капиталистической власти, а основной проблемой остается, что эти лесополосы нигде не числятся".
Депутат добавил, что нужны конкретные сроки того, когда защитные лесополосы поставят на баланс и ими уже по-настоящему займутся. По мнению Арцибашева, они оказывают большое влияние на экологию Алтайского края.
Обеспокоенность по поводу состояния защитных лесополос выразил и Владимир Семенов.