Толк новости
Общество |

Городская стихия. Что не так с ливневками в Барнауле, при чем тут прачечные и гололед

Редакция "Толка" расспросила экспертов, почему Барнаул топит после залповых осадков. Специалисты указывают на "рассинхронизацию" между застройкой города и благоустройством
Читать в полной версии ➔

Пока некоторые находчивые горожане передвигались на плавсредствах, чтобы обратить внимание на проблему подтоплений, власти города анонсировали строительство дополнительного участка ливневки вдоль Павловского тракта, который должен будет принимать стоки из новых микрорайонов. Произошедшее вновь пробудило общественную дискуссию по поводу состояния ливневой канализации.

"Дитя без глазу"

Профессор алтайского политеха Василий Свиридов напрямую не занимается проблемой ливневой канализации, но плотно общается со специалистами, которые ее обслуживают: по его словам, есть вопросы к целостности некоторых участков.

"Беда в том, что у нас, по-русски сказать, у семи нянек дитя без глазу. На том же Ленинском проспекте, когда был ремонт путепровода, с Нового рынка попробовали промыть ливневку. Начинают мыть – конца не видно. Туда вода входит, а на выходе ее нет, потому что она любую дырочку находит. Во всех местах то энергетики, то сетевики, то специалисты по кабельному интернету – им же тоже под землей нужно свои коммуникации пропускать. Например, при ремонте теплотрассы задели ливневку. Теплотрассу сделали, зарыли, асфальтом покрыли – сверху все красиво смотрится", – говорит профессор кафедры строительных материалов и автомобильных дорог АлтГТУ им. Ползунова Василий Свиридов.

"Подтекающие" участки, продолжает эксперт, в итоге могут мешать полноценной очистке сетей от иловых отложений и посторонних предметов.

"Когда идет дождь – смывается с поверхности все. И оно попадает в ливневку. И после каждого такого дождя, и весной после зимы, когда сыплют песчано-соляную смесь против гололеда, естественно, под давлением надо прочищать. А если где-то целостность нарушена, то пробивать-то опасно", – подытоживает профессор.

Телега впереди лошади

Ученый Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов подчеркивает: на застой воды на улицах немало влияют природные факторы. Во-первых, особенности рельефа – Барнаул в этом смысле "плоский", во-вторых, действительно обильные осадки.

"Это проблема не только Барнаула. В Приморье, например, дождевые паводки очень обильные, потому что муссонный климат. У нас океана, конечно, нет, но такой залповый сброс влаги в систему предусмотреть сложно", – поясняет Владимир Кириллов.

Однако, продолжает собеседник, нельзя сбрасывать со счетов и рукотворные проблемы.

"Есть канализация, в которую мы сбрасываем коммунальные сточные воды, есть промливневая. Отличие в том, что стоки промливневой канализации не подвергаются очистке. Это очень сложная система. Где-то они есть, где-то их нет. Где-то умудряются некоторые жители Барнаула врезать трубы в промливневую канализацию и устраивать, например, прачечную! Еще одно осложняющее обстоятельство – недостаточная координация между застройщиками и мэрией. Застройщик получает землю и строит дом. Организация инфраструктуры – работа муниципальных служб. Новые районы строятся, а сток с этих районов не всегда успевают сделать. Требуется системный взгляд на город", – резюмирует ученый.

Ожидание сети

Эксперты-практики отмечают, что эта проблема действительно есть, но она решается. В частности, вдоль Павловского тракта, откуда поступает больше всего тревожных сводок, планируется проложить более километра ливневых коммуникаций.

"На Павловском тракте у нас, получается, две системы водооотвода. Одна система – это то, что мы с застраиваемых территорий собираем в ливневку. А вторая – то, что мы собираем с рельефа. То, что с полей приходит, всегда оттуда приходило. Вы прекрасно помните, как 5-7 лет назад там топило. Потом проложили трубы на улице Просторной. Мы сейчас еще проектируем ливневую канализацию, которая будет собирать поверхностный сток построенных улиц – это так называемый северо-западный жилой район в границах Павловского тракта-Энтузиастов-Солнечной Поляны-Попова. Второе – у нас много ливневок, построенных давно, особенно в центральной части Барнаула, в заводских районах – это 50-60-70-е годы. Город занимается, постоянно чистит. Нужны средства, чтобы что-то менять, увеличивать диаметры, очистные сооружения строить – это очень большая работа, она ведется городом", – поясняет начальник мастерской института "Алтайкоммунпроект" Вячеслав Котов.

Проектировщик также отметил, что сейчас используются пластиковые трубы, пропускная способность которых выше, чем у прежних железобетонных. Однако к штормовым явлениям, которые наблюдались в краевой столице, подготовиться до конца вряд ли возможно.

"Мы проектируем дома на 7 баллов, но мы же допускаем, что землетрясение может быть и 10, и 12 баллов – и дома разрушатся. Точно так же и здесь. Канализация спроектирована на определенную пропускную способность, она очень большая. Но все равно до какого-то предела", – подчеркнул специалист.

Редакция "Толка" также направила запрос в профильный комитет Барнаула за получением подробной информации о техническом состоянии сети ливневок и регулярности ее обслуживания.

Общая протяженность ливневой канализации в Барнауле составляет более 128 км. Ранее власти города сообщали, что реальная потребность города превышает эту цифру в 2,5 раза.

Читать в полной версии ➔