Конфликт в "шашечку". Качество и цена такси продолжают раздражать барнаульцев
Как и в любом крупном городе, такси в Барнауле – неотъемлемый атрибут жизни. Такими же неотъемлемыми остаются и различные проблемные ситуации, чаще всего связанные с двумя факторами: высокой ценой за, казалось бы, короткие поездки и отказами водителей исполнять заказ. В очередной раз докопаться до "корня зла" и выяснить, почему пользование такси в краевой столице нередко сопряжено с неудобствами, пытался корреспондент "Толка".
Обмен обидамиВ "городском" сегменте социальных сетей различные жалобы, связанные с такси, возникают достаточно регулярно. Например, они появлялись в связи с резким скачком цен в конце прошлой недели. Так, соответствующая публикация со скриншотами одного из агрегаторов вышла в сообществе "Черное и белое Барнаул". В материале приведены цены на поездки, величина которых сопоставима с дорогой на автобусе в соседний регион.
Реакция комментаторов выдалась достаточно разнообразной. Кто-то, например, просто призывал бойкотировать услуги сервиса. Нашлись и голоса в защиту профессии, причем довольно эмоциональные.
"Такси не "Газель". Оно должно стоить таких денег. А не 100 и не 200 рублей", – заявляет один из комментаторов.
В другом сообществе, "Черный список Барнаул", размещен пост, посвященный уже обратной стороне проблемы: тем, кто любит с ветерком проехаться на такси и не заплатить. Однако и там в комментариях нашлись желающие попенять "профессиональным извозчикам" на их недостатки.
"А теперь обратный вопрос, [почему] вызываешь такси, а вы не едете либо отменяете?" – негодует барнаулец.
Дальнейшие комментарии также полны обид: барнаульцы жалуются и на то, что таксисты заранее включают режим платного ожидания, приезжают не вовремя, и не только. Однако похоже, что проблема с отменой уже, казалось бы, гарантированных поездок вызывает у горожан гораздо больший отклик.
Сезонная инфляцияЧтобы узнать о причинах большинства бед, корреспондент "Толка" обратился к водителю одного из сервисов такси, успевшему, впрочем, поработать и на другие агрегаторы.
Так, по словам собеседника, причины скачка цен лежат на поверхности. Как отмечает водитель, лето в принципе является "горячим" сезоном для отрасли: количество поездок в этот сезон растет, так как горожане попросту больше "гуляют-отдыхают". По словам таксиста, зимой, несмотря на холод, такого спроса не наблюдается: видимо, желающих в принципе выйти на улицу становится намного меньше.
Вторая причина – это рост сопутствующих расходов. То есть стоимости самих машин и их аренды, запчастей, горючего и автострахования. Что, разумеется, напрямую влияет на финальное ценообразование. А вот недавние законодательные изменения, сделавшие обязательным лицензирование такси, как ни странно, ничего не изменили.
"Изменения лишь заставили администрацию агрегаторов искать способы их обхода. Теперь на как таковом такси никто не ездит: просто заключается "договор аренды автомобиля с экипажем", – рассказал водитель.
Договор аренды защищает от претензий ГАИ из-за отсутствия лицензии, но если сотрудники инспекции работают вместе с другими надзорными органами, то не поможет и он. При этом, по словам собеседника, практикуют эту схему абсолютно все агрегаторы. Для тех, кто все же получил лицензию, существует, например, отдельный тариф. Однако, по словам собеседника "Толка", он именно что "существует".
"Он в два раза дороже, и никто им не пользуется", – уверяет водитель.
Не пришли к финишуПроблема "приезжает, но не везет", по словам собеседника, характерна не для всех агрегаторов такси, а только для тех сервисов, где водитель, видя заказ, не знает, куда, собственно, поедет. В других сервисах подобная "секретность" не практикуется, а потому вероятность неприятного сюрприза, в теории, должна быть гораздо ниже.
"Есть те, кто считает, что они чуть лучше остальных или им "больше, чем остальным, надо", и поэтому приезжают и отказываются. И как будто даже этим гордятся", – поделился мнением водитель.
Сам собеседник, по его словам, данную практику осуждает. Как, кстати, и существующую у некоторых сервисов "систему мотивации", при которой получать информацию о конечном пункте поездки все же можно, но только при ряде условий. В первую очередь при выполнении всех поступающих заказов.
Водители, как отмечает таксист, "держатся" за наиболее крупные агрегаторы из-за охвата и высоких заработков.
При этом у потребителя, похоже, способов повлиять на ситуацию практически нет. Как отмечает барнаульский юрист Михаил Прасолов, в случае "внезапной" отмены заказа водителем идет "игра в одни ворота".
Единственным вариантом остается гневное обращение в техподдержку, которое, как правило, не ведет ни к чему. Что в итоге ведет к абсолютной незащищенности потребителя.