Упадок банной культуры: почему в Барнауле исчезли бани советского типа
Общественные бани в Барнауле, если говорить о советском понимании этого понятия, уже давно стали частью истории. При этом это был целый пласт социальной культуры, которая, как представляется, сегодня утеряна. "Толк" пообщался с краеведом Сергеем Ужакиным, чтобы узнать, как развивалась банная история Барнаула, к чему мы пришли сегодня, а также переговорил с завсегдатаем одной из городских бань, чтобы выяснить больше о сохранности традиций прошлого.
Зарождение городской баниВ банной истории нашего города можно четко выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Стоит отметить, что в разное время у бань было разное предназначение.
Впервые общественные бани появились в Барнауле в 1899 году. До революции они, как и кинотеатры, считались дорогим удовольствием, а потому были не для всех. Центрального водопровода не имелось, поэтому обслуживание предполагалось серьезное: воду необходимо было привезти с Оби и нагреть. Сами бани были устроены по принципу московских Сандунов: состоятельная публика приходила, чтобы отдохнуть и приятно провести время, угоститься лососиной и коньяком. Обычный же рабочий человек не мог себе этого позволить.
"До революции у нас в городе были переселенческие учреждения, которые занимались столыпинскими переселенцами, приходящими из европейской части государства. Эти пункты располагались на пересечении Ленина и Молодежной, где сейчас находится отделение Госбанка. Там были бараки, конюшни, пункты питания, а вот бань как таковых даже не было. Они предназначались только для состоятельных людей", – отметил Сергей Ужакин.
"Грязный" БарнаулКогда пришла революция, многие заведения были национализированы: кинотеатры, столовые, гостиницы и бани в том числе. Шла гражданская война, город погряз в грязи, педикулез стал повсеместным заболеванием. И бани в то время даже получили специфическое название – "санпропускник". То есть они были подчинены исключительно гигиеническим целям: отмывать, отпаривать и отогревать людей.
"В начальный период советского времени появилась новая задача – восстановление нормальной гигиены в городе. Барнаул был очень грязен на самом деле. К примеру, там, где сейчас находится бассейн "Обь", года до 1926-го располагалась гигантская мусорная свалка высотой не меньше самого здания бассейна. Поэтому до 30-х годов баня получила функцию санитарной обработки", – рассказал краевед.
Настоящая советская баняСоветская же баня, которую многие помнят, начала складываться с началом строительства Барнаульского меланжевого комбината. В то время возросла доля пролетариата, а город начал активно развиваться:
"Здесь ключевую роль сыграла так называемая военная индустриализация. Количество рабочих в городе возросло в разы. Если перед войной в Барнауле было чуть больше 100 тысяч населения, то уже к 1942-му году стало около 400 тысяч. Работать приходилось на морозе, помещения не отапливались. Тогда советская власть начала строить те бани, которые мы себе обычно и представляем".
Бани появлялись там, где селились рабочие, то есть рядом с заводами. Одна из первых бань возникла в поселке Восточном. Выполнена она была в сталинском ампире.
График посещения бань был очень плотным, поскольку рабочих нужно было содержать в чистоте. Каждое предприятие имело свое расписание: к примеру, сегодня "Трансмаш" моется, котельный завод – завтра, и так далее.
В 50-60-е годы народные бани переживали свой расцвет: их было много, они были практически во всех районах и имели общее наименование – "общественные бани". Однако в народе каждая из них упоминалась под своим собственным названием: "Гоньбинские бани", "Западные бани", "Баня на Партизанской", "Баня на Никитинской", "Баня на ВРЗ" и т. д.
У каждой бани был свой особый состав участников и антураж. А объединяло их то, что в любой из них обязательно присутствовала парикмахерская, продавались веники и газировка.
Особой популярностью в то время пользовались "Русские бани" на улице Союза Республик. А одной из лучших считалась баня на Южном. Поселок ее очень любил и оберегал. В то время и сложилась определенная банная культура: люди собирались, чтобы вместе попариться, приносили с собой чай в термосах.
Бани времен перестройкиВ период перестройки все бани были еще "живы", и власти города длительное время пытались их спасти по той причине, что в случае чрезвычайной ситуации они бы вновь трансформировались в санитарные пропускники. Однако в "крутые 90-е" бани превратились в форму полулегального развлечения:
"Они стали, по сути дела, камуфлированными публичными салонами. Такой период, к сожалению, в наших банях тоже был", – объяснил Сергей Ужакин.
Советский тип бани – все!Сейчас же почти все общественные бани в городе либо уничтожены, либо трансформированы под современные реалии. Горожане посещают их, чтобы отдохнуть, попариться и посидеть с друзьями. А заведения, в свою очередь, предлагают массу дополнительных услуг по типу массажа, душевых, парения и всевозможных развлечений.
"Бани мелкого пошиба в городе также сохранились. То здесь, то там можно обнаружить мелкие частные бани, как говорят, для "отдыхаловки". А советский тип бани ушел. Они все уничтожены", – констатирует краевед.
Это объясняется тем, что в период существования СССР доля частного сектора была большой, не было горячей воды. В настоящее же время условия жизни стали намного лучше, и у каждого в квартире есть ванна или душевая кабина. А большинству, кто живет в коттеджах или частных домах, в общественных банях вообще нет надобности.
"Сегодня бани нужны только для того, чтобы отдохнуть. Поэтому вернуться к баням советского типа, несущим исключительно практическую функцию, возможно только в случае чрезвычайной ситуации, когда власти снова начнут делать из них санпропускники", – заключил Сергей.
Банная командаЧтобы глубже разобраться в том, сохранилось ли что-то от банной культуры прошлого в современной краевой столице, мы поговорили с 69-летним барнаульцем Сергеем Спиридоновичем, который в холодное время года каждую неделю ходит в одну из городских бань в компании других пожилых людей.
Пенсионер поделился, что ни душ, ни ванну он не признает. К тому же расположение бани для него территориально удобно:
Коммерческую баню я посещаю уже лет шесть, с осени до весны, каждую среду. В остальное время хожу в свою баню на даче. Ванну и душ не люблю. А общественная баня находится недалеко от моего дома".
Сергей Спиридонович объяснил, что среда – день пенсионеров (достигшие пенсионного возраста лица, предъявив на кассе удостоверение, могут приобрести льготный билет – Прим. ред.), поэтому с самого утра, а именно с 09:00, в бане собирается группа мужчин пожилого возраста, где почти все друг друга знают.
"Так выработалось, что мы всегда приходим к семи-полвосьмому, и до того, как запустят в баню, беседуем, обсуждаем что-то. А как запустили, расходимся по парным. Здесь у нас уже собирается свой клуб по интересам, компания примерно из десяти человек", – сказал собеседник "Толка".
Также в бане существует традиция пить чай: кто-то приносит с собой, а кто-то идет в чайную. Тут же можно приобрести веник и другие банные принадлежности.
По словам пенсионера, общественные бани он посещает с самого детства, и с советских лет произошло несколько заметных внутренних изменений: во-первых, появились электрические печи, а во-вторых, одна большая парная сменилась обилием меньших по размеру помещений.
Без бани – никудаЧто касается того, продолжит ли жить культура общественных бань в Барнауле, то мнение Сергея Спиридоновича вполне однозначно:
"Бани никогда не пропадут. Они будут только распространяться. Это такая же физическая потребность, как и питание. Как я не могу жить без еды, так и без бани обходиться нельзя. Спина или рука болит – прогрел, попарил, помассажировал березовым веником, и все прошло".