Толк новости
Общество |

Эвтаназии — быть. В АКЗС обсудили окончательный вариант закона о бездомных собаках

Краевой закон, который вводит обязательную регистрацию и маркировку собак, а также допускает их умерщвление, готовят ко второму чтению. В парламенте обсудили предложения экспертов и зоозащитников
Читать в полной версии ➔

Со следующего года в Алтайском крае вводится обязательная маркировка и регистрация собак, а также штрафы для "уклонистов" от учета – от 3 до 5 тыс. рублей. Положения нашумевшего закона об обращении с животными обсудили на расширенном заседании аграрного комитета АКЗС. Депутаты и эксперты предлагали свои поправки ко второму чтению. Разработчики также окончательно дали понять, что "травоядным" закон не будет: в документе останется вызвавший споры пункт об умерщвлении бездомных собак "в исключительных случаях". Допустимость такой меры недавно подтвердил Конституционный суд России.

"Деньги псу под хвост"

Глава профильного комитета АКЗС Сергей Серов снова начал доклад с мысли о том, что проблема безнадзорных животных в крае не решается из-за тупиковости существующего порядка под рабочим названием "ОСВВ" (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск). По данным, которые еженедельно предоставляют муниципалитеты, сейчас на улицах сел и городов находятся около 4,5 тысяч собак. Растет количество нападений: в 2021 году минздрав сообщал о 1983 случаях укусов, в 2023-м – уже о 2328.

"В последние годы мы с вами на этот метод "ОСВВ" истратили 114 млн рублей. Ну и что? Деньги – псу под хвост, я еще раз заявляю", – сказал председатель комитета АКЗС по аграрной политике, природопользованию и экологии Сергей Серов.

В 2021 году в крае отловили 1871 собаку, в 2023-м – 3577.

Замруководителя краевого следкома Артем Рассоха рассказал, что ежегодно в регионе возбуждается по несколько уголовных дел о нападении бродячих собак на детей.

"Мы сейчас дело расследуем по одному из районов края, где индивидуальный предприниматель на протяжении четырех лет рисовал фиктивные документы о том, что он якобы отлавливает собак. Когда приходили проверки, брал соседских собак, сажал в вольер. В итоге он похитил 1,5 млн бюджетных средств. Это я к тому, что эта замкнутая система ведет вот к таким злоупотреблениям", – поделился Рассоха.

Добрые руки или смерть

Новый порядок обращения с животными утвердили в первом чтении на июньской сессии АКЗС. Согласно закону, в регионе со следующего года запускается обязательная регистрация и маркировка хозяйских собак. Для бездомных вводится "фильтрация": животное отлавливается и помещается в пункт временного содержания на 11 дней, в течение которых будут искать владельца (для этого и вводится чипирование). Если хозяин не найдется, предполагается, что животное пристроят в приют или в добрые руки. Но такой исход возможен, если у "беспризорника" не выявят несовместимых с жизнью заболеваний, увечий или немотивированной агрессии. Тогда собаке грозит умерщвление.

Схема "ОСВВ" при этом не отменяется и продолжит действовать параллельно: ее по-прежнему будут отрабатывать приюты. По "ОСВВ" животное содержится в приюте 45 дней.

Аналогичные законы приняли многие регионы, и положения об эвтаназии вызвали ожидаемые протесты зоозащитников по всей стране. В Бурятии споры об этичности такого подхода дошли до Верховного суда республики, после чего свои разъяснения дал Конституционный суд России. Он признал меру об умерщвлении животных допустимой в случае угрозы человеку.

Таким образом, между чтениями основная концепция краевого закона остается без изменений, подчеркнул Серов.

Высшая мера

На заседании комитета обсуждали "технические" поправки. Депутаты от КПРФ в числе прочего предложили, чтобы в пунктах временного содержания (ПВС) была возможность проводить с собаками те же манипуляции, каким подвергаются попавшие в приют, – стерилизацию и чипирование. Однако Серов отметил: делать в условиях ПВС операции невозможно, так как к таким пунктам не будут предъявляться строгие ветеринарные требования.

А вот идею с маркировкой комитет поддержал: животное будут передавать новому хозяину либо в приют уже с чипом.

"Справедливороссы" настаивали на том, чтобы подробно расшифровать термин "умерщвление".

"Для нас для всех понятно, что это лишение жизни животного. Я думаю, толкование этого слова все прекрасно понимают. Эвтаназия – мгновенное усыпление. Этот седативный препарат, который вводится, расслабляет животное, оно погружается в глубочайший сон – все расписано", – сказал Серов.

Однако со словом "эвтаназия" не согласились другие эксперты.

"Термин "эвтаназия" все-таки применим к человеку, а не к собаке, это добровольный уход из жизни. Термин "умерщвление" более подходящий. Но требует ли он какой-то конкретизации? Мне кажется, здесь все очевидно. Принципы, которые установил Конституционный суд и прописаны в законодательстве, – гуманистические", – отметил омбудсмен Антон Васильев.

Профессор АлтГУ Сергей Снегирев подчеркнул, что для закрепления принципа гуманизма в законе нужно прописать медикаментозный способ умерщвления.

"Потому что быстрая безболезненная смерть возникает и при выстреле. Медикаментозное – вот в чем гуманизм заключается, коллеги", – резюмировал Снегирев.

Толкование причин, которые могут привести к "высшей мере", тоже вызвало вопросы. Ряд депутатов сочли термин "немотивированная агрессия" сомнительным.

"Все ходят по частному сектору иногда. Проходишь мимо дома – и там немотивированная агрессия. Хотя ты спокойно идешь, она лает и территорию свою защищает. И вот этот момент, что собака может считать какую-то территорию своей, тоже считается немотивированной агрессией?" – поинтересовался депутат АКЗС Антон Арцибашев.

Разработчики закона заверили, что в документе не будет "расплывчатых" трактовок.

"Признаки немотивированной агрессии – это демонстрация угрожающего поведения в отношении спокойно стоящего человека или другого животного, рычание, обнажение клыков. Попытка животного напасть или нападение на спокойно стоящего человека. Проявление агрессивного поведения на нейтральный внешний раздражающий фактор, типичный для данной территории, не несущий угрозу, то есть негромкий звук или свет", – пояснил замначальника краевого управления ветеринарии Анатолий Батюта.

Представители ветуправления подчеркнули, что агрессивность собаки, а следовательно, ее дальнейшая судьба будут определяться при участии ветеринаров и представителей общественности по запросу.

"Агрессивность животного будут определять не возле забора, а комиссионно в пункте временного содержания. Решение будет принимать не менее трех человек. И не в день поступления животного, а в течение пяти календарных дней. То есть будет время на адаптацию. Я думаю, все будет объективно", – резюмировал Батюта.

По закону, звери

Как и ранее, при подготовке законопроекта ко второму чтению его авторы утверждали, что усыпление четвероногих не станет самоцелью: наведение порядка планируется начинать с людей.

Для этого 1 января следующего года вводится обязательная регистрация хозяйских собак. Она будет проводиться бесплатно в государственных ветеринарных пунктах. Параллельно с постановкой на учет владелец будет обязан промаркировать свое животное: чип можно будет вживить как в государственной, так и в частной клинике, но уже за свой счет.

В ветуправлении заверяют, что обременительным это не будет: средняя стоимость чипа варьируется от 150 до 300 рублей.

У присутствующих ожидаемо возник вопрос, хватит ли у профильного ведомства "мощностей" – численность хозяйских животных неизвестна даже приблизительно. Депутат Антон Арцибашев предложил делегировать частным ветклиникам не только чипирование, но и регистрацию, однако разработчики возразили, что речь идет о персональных данных, к которым не должно быть доступа посторонних. Правда, в управлении признали, что могут не успеть подготовиться к нововведениям, в частности, закупить дополнительные сканеры.

"Мы все-таки предлагаем, чтобы закон вступил в силу в части маркирования и учета животных с 1 июля 2025 года. Нам надо отыграть конкурсные процедуры, провести закупки. На сегодня существует две автоматизированные системы учета – мы сейчас прорабатываем вопрос, с какой будем работать", – предложил Анатолий Батюта.

Но с предложением не согласилась руководитель приюта "Ласка" Софья Куликова, напомнив, что зоозащитники и так много лет добивались введения обязательного учета. Парламентарии также заявили, что нет смысла откладывать.

"Ради бога, пусть конкурсные процедуры проходят. Мы можем закон установить с 1 января. Никто не говорит, что 1 января появится очередь на регистрацию. Я уверен, что ее не будет!" – отметил Серов.

С тем, что очередей ждать не стоит, согласились и главы муниципалитетов. По их словам, регистрация и маркировка могут "забуксовать" как из-за скептического настроя жителей к новой инициативе, так и из-за удаленности ветучастков.

"Нужно, чтобы все имели возможность зарегистрировать свое животное. Но возьмем Первомайский район: управление ветеринарии находится в Новоалтайске. Протяженность района с одной точки в другую – 260 километров", – сказала глава района Юлия Фролова.

"Мы обсуждаем воздух! Мы не можем людей заставить пройти регистрацию. Кто будет выявлять незарегистрированных животных? На нас всех собак можно свешать, но кто конкретно будет этим заниматься?" – возражал глава Новоалтайска Владимир Бодунов.

На претензии главы Новоалтайска довольно резко ответил Сергей Серов: по его словам, заниматься организацией этой работы будут обязаны все главы. К тому же специалисты ветуправления сами готовы "пойти в народ".

"Срывов в регистрации со стороны ветслужбы, я вас уверяю, не будет. К тому же у нас каждую осень проводятся ветеринарно-профилактические мероприятия – мы заходим в каждый населенный пункт, обрабатываем подворно сельхозживотных. И нам не составит большого труда идентифицировать и маркировать домашнее животное", – заверил Анатолий Батюта.

За уклонение от регистрации введут штрафы. В первоначальной редакции предлагалось установить от 1 до 3 тыс. рублей, но участники обсуждения решили ко второму чтению увеличить "разбег" до 3-5 тысяч.

"Я хотела бы попросить еще ввести систему наказания за нежелательное потомство. Это основной источник поступления животных на улицу. И федеральный закон прописал, что владелец обязан не допускать такого потомства. Нам в приют каждый день люди звонят с вопросом, как сдать щенят и котят. И каждый день подбрасывают. Если мы регистрируем животных, то сможем увидеть, стерилизовано оно или нет", – предложила Софья Куликова.

Что касается создания ПВР, куда будут попадать изъятые с улиц собаки, то они могут быть как государственными, так и частными. Авторы закона отметили, что специально не стали вводить строгих предписаний по температурному режиму, влажности, освещенности и т. д., чтобы заинтересовать предпринимателей. Серов отметил, что районам выделят более 10 млн рублей на организацию таких пунктов. На эти цели также направят неосвоенные средства от программы "ОСВВ" – это еще порядка 16 млн.

Источники заболеваний

"Я вот слушаю все это – столько времени теряет на это законодательный орган власти, средств, ломаем копья… Не о том речь! Каждое домашнее животное должно иметь владельца. Не должно на улицах города быть бродячих собак! Надо раз и навсегда решить эту проблему. Напомню вам: помимо собственно их присутствия, это их влияние на ландшафт – весной все вытаивает, гельминтозы. Собаки вместе с кошками являются источниками 27 инфекционных заболеваний, опасных для животных и человека. Вся работа должна быть направлена на предотвращение их появления и постепенное изъятие", – подчеркнул Сергей Снегирев.

Сергей Серов также предложил предусмотреть возможность усыпления собак в приютах, поинтересовавшись у руководителя "Ласки", готовы ли они будут взять на себя эту работу. Софья Куликова такую идею ожидаемо не одобрила.

Однако парламентарии и эксперты единодушно решили внести в текст закона положения о пропаганде ответственного обращения с домашними животными.

Закон об обращении с животными АКЗС должно рассмотреть в окончательном чтении на ближайшей сессии, которая пройдет 2 октября.

Читать в полной версии ➔