От электрика в школе до редактора газеты: алтайский журналист рассказал о своем пути
Максим Добровольский в свое время работал обычным электриком в школе, потом стал директором рекламного агентства, а последние семь лет является главным редактором муниципальной газеты "Местное время" и одновременно возглавляет телеканал "Рубцовск ТВ".
– Максим, расскажи поподробнее о столь необычных метаморфозах в твоей жизни. Как попал в медиа?
– По первому образованию я действительно электрик. Окончил Рубцовский машиностроительный техникум. Почти год отработал в школе по этой специальности. А в 1994 году у нас в городе открылось первое телевидение, и туда требовались рекламные агенты. Тогда это было что-то неизведанное, непонятное. Что-то меня дернуло, и я решил попробовать. Занимался, как сейчас говорят, "холодными звонками", ходил по городским организациям, предлагая разместить рекламу. Многие руководители предприятий тогда смотрели на меня круглыми глазами и вообще не понимали, что это и зачем. Спустя пару лет я ушел в бизнес, так как не хватало денег, зарплата была небольшая. Но стало скучно. Второй мой заход в СМИ случился в 2000 году – сначала была газета "Экспресс", потом телерадиокомпания "Медиасоюз", куда я пришел в качестве руководителя рекламного агентства, дорос до заместителя директора медиахолдинга и проработал в общей сложности десять лет.
В 2015 году меня накрыло эмоциональное выгорание. Пришел к руководству, сказал, что хочу уволиться. Директор холдинга, мудрая женщина Ирина Кох, настояла на том, чтобы я взял отпуск, отдохнул, а уже потом принял решение. Так и сделал. Все лето я был, так сказать, на свободных хлебах. Голова полностью перезагрузилась. И тогда у меня появилось желание – а почему бы в дополнительную нагрузку не попробовать себя именно в журналистике. Целый месяц я делал рерайты федеральных новостей. А тут вдруг в Рубцовске происходит случай: во время поездки в маршрутке на ухабе ребенок ударяется головой о потолок и получает перелом позвоночника. Я ведь сам автомобилист и прекрасно понимал, что ситуация с дорогами в городе тогда была катастрофической – яма на яме. Сел и от души написал все, что думал по этому поводу. Когда принес почитать директору, она предложила мне полностью заняться журналистикой. Так и стал писать статьи, причем часто поднимал злободневные темы. Кстати, некоторые из материалов так и не опубликовали из-за их остроты. В какой-то момент я даже попробовал себя в качестве корреспондента на телевидении. Получалось неплохо, но я отдавал себе отчет в том, что в кадре все-таки более гармонично смотрятся красивые девушки с приятным тембром голоса. А в 2017 году мне поступило предложение возглавить муниципальную газету. После долгих раздумий и сомнений я все-таки согласился.
– Почему раздумывал и сомневался? Оценивал свои силы?
– Издание мне досталось с большими долгами. Чтобы их полностью погасить, ушло почти два года. Для этого пришлось войти в режим довольно жесткой экономии и оптимизации – убрать лишние должности, ненужные расходы и т. д. Скажу честно, пришлось довольно жестко закрутить гайки и даже расстаться с некоторыми сотрудниками.
– А журналистское образование так и не получил?
– Нет. Второе мое образование – юридическое. В связи с руководящей должностью мне нужно было получить "вышку", и я выбрал юридическое направление, так как посчитал его более полезным. К обучению на журналистике или филологии у меня не было особого интереса. Дело в том, что моя мама долгое время проработала учителем русского языка и литературы. И естественно, на мне это сказалось. Когда я пошел в первый класс, то читал 120 слов в минуту. В школе у меня была настоящая мания к чтению. Я зачитывался до такой степени, что меня за это наказывали: мама ловила ночью с книжкой и фонариком под одеялом. Надо было спать, а я не мог уснуть, так как книги были настолько интересными, и мне хотелось узнать, чем все закончится. Я читал на уроках, делая вид, что читаю учебники… В детстве я прочитал всю школьную и даже дополнительную программу: шел в библиотеку, брал 3-4 книжки и через пару-тройку дней приходил за новыми. Однажды библиотекари заподозрили, что я халтурю, и попросили рассказать, о чем эти книги. После моего краткого пересказа содержания вопросов больше не возникало. Каюсь, я никогда не учил правил русского языка, но всегда пишу грамотно. Поэтому филологическая база у меня была, так сказать, с рождения, впитана с молоком матери-филолога. А учиться в техникум на электрика я пошел потому, что электроника была моим вторым увлечением после книг. В детстве и юности я постоянно паял какие-то схемы, приемники, цветомузыки, усилители.
– Кстати, а сейчас мания к чтению сохранилась?
– Мания есть, но чаще всего времени нет. Но вот недавно перечитывал "Мастера и Маргариту". Уже в десятый раз, наверное…У меня с возрастом вообще появилась мания перечитывать книги по много раз.
– Какие свои достижения в качестве редактора можешь назвать?
– Имея опыт работы на ТВ, я ввел в редакции газеты мультимедийный подход. Все мои журналисты, так сказать, многостаночники – умеют писать, работать с соцсетями и делать видеоконтент. Сейчас мы идем довольно ровно, уверенно, делаем ремонт, удалось поднять сотрудникам зарплаты. Самый низкооплачиваемый сотрудник получает минимум 25 тысяч. Еще одним значимым для себя достижением считаю регулярное вхождение нашего издания в топ-20 самых цитируемых СМИ Алтайского края по версии "Медиалогии".
– Как считаешь, в эпоху новых медиа газета скорее жива или скорее мертва?
– Сложно сказать. Когда смотрю на цифровизацию отрасли, то думаю – скорее мертва. Но все-таки это не так. Для себя я сделал вывод, что у газеты есть своя аудитория, которая будет выписывать и читать её несмотря ни на что. Это люди в основном 50+, но при этом очень активные.
– Они пишут и звонят в редакцию?
– Постоянно! Я когда сам сажусь писать статьи, то выдергиваю шнур у стационарного телефона – иначе из-за звонков невозможно сосредоточиться. У меня с этим делом отбивается ответственный секретарь, все записывает и потом передает мне. Для жителей районов и небольших городов газета – это последний оплот, куда люди идут жаловаться.
– Все жалобы отрабатываете?
– Большую часть. Я стараюсь решать вопросы читателей в телефонном режиме, ведь 80% обращений – это жалобы на действия или бездействие муниципалитетов или каких-то структур. Что-то получается, что-то по объективным причинам нет.
Знаешь, я иногда спускаюсь в архив, который у нас сохранился с 1947 года, перечитываю старые газеты и по-хорошему завидую тем журналистам, которые тогда работали! Газета реально была четвертой властью. Журналисты не боялись никого, не смотрели ни на ранги, ни на звания, по всем запросам давали ответы ответственных лиц.
– Есть ли у тебя личный стоп-лист – о чем нельзя спрашивать и писать?
– Нет такого. Я не стесняюсь задавать вопросы. Считаю, что лучше лишний раз спросить и даже выглядеть при этом глупо, чем не разобраться в теме.
– Встреча с каким героем запомнилась больше всего?
– Наверное, с Андреем Доленко, который сейчас является инструктором по йоге. В свое время он был руководителем Рубцовского ремонтного завода, но в какой-то момент решил полностью поменять свою жизнь. Уехал жить в Краснодар, пропагандирует йогу, ездит по стране с семинарами. Несколько лет назад мы встречались с ним, долго говорили. Концепция его учения – не надо думать ни о прошлом, ни о будущем, надо жить "здесь и сейчас", получать удовольствие от каждого момента. Помню, он меня тогда научил одной интересной технике дыхания, которая помогает перезагрузиться. До сих пор ее использую, когда вдруг прижимает…
– А как еще снимаешь напряжение в стрессовых ситуациях?
– Говорю себе: остановись, выдохни. Потом задаю себе вопрос: а как я могу повлиять на проблему или сложившуюся ситуацию? Если никак, то нужно просто уметь её отпускать.
– У тебя есть места силы, в которых ты восстанавливаешься?
– Это горы и рыбалка. Рыбалка работает безотказно: только закинул удочки, в голове автоматически что-то переключается, забываешь обо всех проблемах, происходит полная перезагрузка.
– Какой самый большой улов был?
– Сазан на четыре с лишним килограмма – поймал в платном пруду. Пришлось побороться с полчаса, чтобы вытянуть. Вот адреналину-то было!
– Когда идешь в отпуск, приходится заниматься работой?
– Да, приходится. Буквально на днях сетовал: из двух недель отпуска не был на работе всего два дня. Супруга ругается... Но по-другому пока что не получается, я же руководитель, на мне многое завязано.
– В такие моменты не бывает желания уйти с поста редактора и быть обычным журналистом?
– Крайне редко. Да, быть руководителем – это иногда нервная история, но мне моя работа нравится.
– За что любишь свою работу?
– За возможность постоянно переключаться на что-то новое, бывать в разных местах, на разных предприятиях, постоянно общаться с новыми людьми, окунаться в новые темы.
– В коллективе редакции ты – единственный мужчина. Каково руководить женщинами?
– Это отдельная история! С мужчинами работать проще: кулаком по столу – и никаких проблем. А здесь приходится маневрировать. Поначалу я велся на ситуации, когда одна прибежала и жалуется на другую. А потом вдруг выяснялось, что все не совсем так, как было представлено. Сейчас на такое я уже по-другому реагирую – сначала выслушаю обе стороны, а потом уже принимаю меры.
– Зарплата для тебя имеет первостепенное значение?
– Нет, это вторично. Я никогда не искал работу сам, она всегда меня находила, причем с хорошей зарплатой. Опять же, вопрос денег очень относителен. Для кого-то миллион – это огромная сумма, а для кого-то сто миллионов – копейки… Я, слава богу, не оглядываюсь на то, что буду завтра кушать. Конечно, без денег в этой жизни никак. Но мой принцип таков: если заниматься любимым делом, то деньги придут. Я никогда не ставил деньги во главу угла.
– Чему бы хотел еще научиться в этой жизни?
– Это не из прикладной области. Очень хотел бы научиться не принимать все близко к сердцу, быть здоровым пофигистом. Пытаюсь это в себе развивать, но не всегда получается.
– Есть ли у тебя хобби?
– Моя отдушина – это музыка, еще одно увлечение всей жизни с тех пор, как окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Я играю в группе "Не старые волки". Три раза в неделю мы собираемся на репетиции, периодически организуем квартирники. Активно сотрудничаю в этом плане с благотворительным фондом Рубцовска, участвую в их музыкальных проектах.
– Ну и последний вопрос. Продолжи фразу: хороший главред – это человек, который...
– Умеет слушать и слышать.