Бросок "дыни". Как поживает регби на Алтае и чего не хватает адептам суровой игры
Регби – вид спорта, бесспорно, зрелищный и очень брутальный, но в России все еще остающийся очень нишевым: какой-то узнаваемостью обладают лишь несколько команд, а если спросить случайного человека о том, каких российских регбистов он знает, ответом, скорее всего, станет молчание. При этом в действительности история регби в нашей стране значительно длиннее, чем может показаться. А некоторые из ее страниц, причем весьма необычных, коснулись и Алтайского края, где в свое время местные жители могли наблюдать за вполне профессиональными играми в "облегченное" регби-7.
Старше, чем кажетсяКак уже было сказано, история самой жесткой игры с мячом в России достаточно длинна. Первые попытки завезти этот спорт в нашу страну предпринимались еще до революции: отправной точкой принято считать 1892 год. Именно с октября этого года комиссией по физическому образованию учебного отдела Общества распространения технических знаний в Московском манеже организовывались регбийные матчи.
Несмотря на дальнейший исторический перелом, не исчезло регби и в СССР. Что, впрочем, для многих уже является довольно необычным открытием: как ни крути, этот спорт у нас больше ассоциируется со странами "загнивающего Запада". Более того, в 1936 году даже прошел первый чемпионат СССР по регби. Однако затем вплоть до 60-х в советском регби наступил штиль, прерываемый отдельными спортивными событиями.
В 1967 году советская федерация регби вернулась, а в 1975 году вошла в Международную любительскую федерацию регби. После чего вплоть до крушения СССР дорога регби в стране стала вполне "прямой". При этом распространения, аналогичного "обычному" футболу, регби все же не получило. И в Алтайском крае первые шаги этого спорта связаны уже с закатом СССР и первой половиной 1990-х.
Женские лицаАлтайский край был одним из регионов, где "первый контакт" с регби стал максимально необычным. Как уже было сказано, "советской" истории у регби в регионе не было, однако были спортсмены, а точнее, спортсменки одного из известнейших спортивных объединений региона – хоккейного клуба (на траве) "Коммунальщик" (ныне "Алтай"). Главный тренер "Коммунальщика" Владимир Кобзев близко познакомился с регби на спортивных сборах, после чего отдельные элементы регби, как и саму игру, тренер стал вводить и в тренировки "Коммунальщика".
В 1989–1990-х годах Кобзев на время отошел от тренерской деятельности: непростые времена привели к тому, что тренеру пришлось заняться административной работой, чтобы добыть средства для клуба. Однако встреча с одним из пионеров регби в СССР Сергеем Чиченковым привела к неожиданным последствиям.
"Он приехал ко мне из Москвы и рассказал: прислали письмо из Новой Зеландии, приглашают женскую сборную СССР на турнир. А если сборной нет, то создайте и привезите", – рассказывает тренер.
Кобзев к этому времени, по его словам, уже соскучился по тренерской работе. Тем более имелись и кадры: девушки-хоккеистки, "подзавязавшие" с основным спортом. Как на подбор, высокие и физически сильные. Предложение Кобзева поддержали, и на Алтае фактически появилась первая регбийная команда. Вслед за ней женские команды стали появляться по всей территории тогда еще советского государства. Так, в 1990 году состоялась первая в СССР женская игра: между "Коммунальщиком" и московской командой "Виктория".
Визит в Новую Зеландию в том же 1990 году оказался достаточно успешным, несмотря на множество организационных трудностей. Новоиспеченная сборная России по женскому регби, возникшая на основе "Коммунальщика" и усиленная москвичками, дебютировала довольно неплохо: заняла 4-е место. В 1991 году команда приняла участие в первом "настоящем" чемпионате мира в Уэльсе: к этому времени женских команд по регби в СССР было уже немало.
Однако это выступление было уже не самым удачным. Впоследствии, впрочем, подопечные Кобзева переквалифицировались с "каноничного" "регби-15", в котором выступали ранее, на "регби-7": по мнению тренера, эта игра более подходит для девушек, нежели "классическая" разновидность.
Все дело в том, что силовых элементов в "семерке" несколько меньше. Команда продолжила достаточно успешно играть до 1994 года, однако затем финансовые проблемы, увы, стали уже непреодолимым препятствием на пути алтайского женского регби. "Тянуть" две команды, хоккейную и регбийную, клуб уже не мог. Кроме того, часть ведущих игроков перебралась в Красноярск. В конечном итоге "Коммунальщик" вновь стал полностью хоккейным, и именно в этом качестве и известен большинству барнаульцев.
На рубеже вековСледующая глава истории регби на Алтае стартует примерно в 2004 году. Именно тогда за развитие спорта в регионе взялся вернувшийся на родину уроженец Новоалтайска Владимир Бармин: кандидат в мастера спорта СССР по регби, чья спортивная карьера прошла преимущественно в Латвии. В общей сложности за плечами Бармина 13 сезонов игр, вплоть до профессиональной команды "Рижской автобусной фабрики". Там же Бармин начал заниматься тренерской работой.
В регби Бармин пришел, поступив в институт гражданской авиации. Поняв, что в боксе и лыжах, которыми он занимался ранее, он не будет конкурентоспособен, он обратил внимание на новый для него вид спорта. Регби показалось Бармину интересным, как и многим студентам, в особенности сибирякам: это контактный, жесткий и весьма разнообразный спорт, где можно было реализовать навыки, приобретенные в прошлом.
Вернувшись на Алтай, Бармин принялся поднимать этот вид спорта и здесь. В 90-х первая попытка не задалась, а вот в 2004 году ситуация сложилась иначе. В том числе благодаря еще одному возвращению: из Казахстана вернулся Олег Бойченко – первый и единственный тренер регбийного клуба "Политехник". Бармин и Бойченко начали "на свой страх и риск" тренировать детей на базе одной из общественных организаций. Когда регби приняли в состав олимпийских видов спорта, Бармин и Бойченко "предложили" игру министерству спорта.
После чего и появился "Политехник" на базе АлтГТУ. Уже через полгода занятий, в 2013 году, "Политехник" принял участие в студенческом чемпионате России. После чего он также отобрался в финал молодежной спартакиады, будучи де-факто единственной любительской командой: все остальные, по словам Бармина, были "дублями" профессионалов. Можно сказать, что именно с этих событий начался недолгий период, когда регби внезапно стало относительно привычным для региона.
"Мы провели около 20 турниров, к нам многие приезжали [из других регионов]. Мы даже проводили студенческое первенство Сибири", – вспоминает Бармин.
Однако развивать спорт еще активнее мешала острая нехватка финансов. Кроме того, судя по всему, уже тогда в алтайском регби началась некая раздробленность, о которой будет сказано чуть позднее: так, сначала появилась первая федерация регби региона, прекратившая работу в 2016 году, а затем и еще одно соответствующее объединение, уже получившее спортивную аккредитацию.
Положение дел было достаточно оптимистичным, однако смерть Олега Бойченко в 2020 году, похоже, стала для алтайских регбистов настоящим ударом, отбросившим спорт назад. Кроме того, все то же отсутствие финансирования по-прежнему оставалось серьезной проблемой. Сам же Бармин, по его словам, сейчас вновь настроен решительно и готов заниматься развитием регби.
Пока без контактаСегодня в крае развитием регби занимаются сразу несколько организаций. Причем, отношения между ними, судя по всему, нельзя назвать полностью дружескими.
Так, Владимир Бармин со своим товарищем и вице-президентом "аккредитованной" федерации регби Андреем Прокопьевым занимаются внедрением регби в школах. Эта работа, по словам Бармина, идет уже шесть лет: в рамках одной из федеральных программ тренер взялся за "проблемных" школьников из новоалтайского Белоярска. У них, в отличие от многих их сверстников, игра не вызывала никакого страха. Однако попасть в ДЮСШ с регби у энтузиаста так и не вышло.
Идет в крае и работа по внедрению так называемого "тэг-рэгби": эдакого "бесконтактного" варианта игры. Контактный, по словам Бармина, в школах не особенно приветствуют: у учителей и школьного руководства игра по понятным причинам вызывает настоящий ужас. Однако "тэг-регби" и соответствующей школьной лигой в крае занимаются уже другие люди: это уже упоминавшийся Кирилл Карепанов и созданная им академия регби "Прайд".
"Карепанов делает большое дело: работает с учителями, проводит семинары. Школам предложили вид спорта, которым можно заниматься в спортзале на уроках физкультуры", – сообщил Бармин.
Примкнул к этому начинанию и сам ветеран регби. Как раз для того, чтобы работать со школами.
Кирилл Карепанов и "Прайд", к слову, представляют еще одну сторону алтайского регби. И здесь настало время упомянуть, пожалуй, единственного звездного игрока, вышедшего из краевого регби на данный момент: Романа Петрова, ныне представляющего новокузнецкий регбийный клуб "Коммунальщик".
Петров начал свой спортивный путь в греко-римской борьбе, где регби нередко является важной частью разминки, заинтересовался этим видом спорта и в дальнейшем стал одним из его пионеров. Приложил руку Петров и к созданию регбийного клуба "Прайд" (не путать с уже упомянутой академией). Продолжает участвовать в развитии спорта на Алтае Петров и сейчас: по его словам, в скором времени в крае даже появится еще одна федерация регби. Петров и его единомышленники, по словам спортсмена, намерены всерьез взяться за алтайское регби. Карепанов же как раз и является одним из этих единомышленников.
Но вернемся к аккредитованной федерации регби. На данный момент у нее нет руководителя. По словам ее вице-президента Андрея Прокопьева, в скором времени эта ситуация должна измениться. Федерация сейчас также заинтересована во введении в школьную программу все того же "тэг-регби". Однако похоже, что некого единства между всеми энтузиастами спорта не наблюдается.
Любопытно также, что как минимум одна взрослая команда в крае все же еще действует. Это команда Барнаульского юридического института, которая не так давно отметилась в целом удачным выступлением в чемпионате вузов. Несмотря на неудачи в групповом этапе, в нижней сетке плей-офф команда оказалась сильнее всех, заняв в итоге 9-е место из 17.
Но до настоящего возвращения взрослого регби в Алтайский край, сравнимого с первой половиной 2010-х годов, еще далеко. Большинство спортивных энтузиастов отмечают: помимо уже не раз упомянутого дефицита финансов, новых игроков еще нужно вырастить. И остается надеяться, что сегодняшние ростки все-таки взойдут.