Назрело: зачем Алтайскому краю комплексы переработки отходов и какими они могут быть
Болезненный вопрос обращения с твердыми бытовыми отходами в Алтайском крае назрел давно. Ежегодно в регионе образуется более 500 тыс. тонн ТКО. Есть риск, что в обозримом будущем полигоны перестанут справляться, а вред от них перевесит условную "пользу". Решить проблему чисто и с пользой для экономики могут комплексы переработки отходов. В России уже успешно работают 250 таких высокотехнологичных предприятий. В Алтайском крае планируют построить пять. Какими они будут? "Толк" побывал на одном из комбинатов, что стоит в Подмосковье, чтобы познакомиться со всеми нюансами производства и оценить царящую здесь атмосферу. Забегая вперед, отметим: мифы о невыносимом амбре, мягко говоря, преувеличены.
Прогулка на чистом воздухеКорреспонденты "Толка" посетили комплекс по переработке отходов "Нева" в Солнечногорске (около 60 км от Москвы). По такой же технологии хотят построить предприятия в нашем регионе. Предприятие оснащено новейшим оборудованием и технологиями. Его открыли в 2022 году. Этот КПО расположен неподалеку от Пятницкого шоссе и со всех сторон окружен поселками и садоводствами. Разумеется, на нормативном расстоянии, которое составляет минимум 1,5 км.
Знакомство с предприятием мы решили начать на расстоянии, чтобы проверить, не долетают ли до близлежащих населенных пунктов и садовых домиков "ароматы" производства. Зафиксировать даже еле уловимые следы работы комплекса нам так и не удалось, что удивляет – не каждое предприятие даже в черте города может похвастаться таким результатом.
Насладившись природными красотами Подмосковья, мы двинулись в сторону самого предприятия. К комплексу ведет ровная асфальтированная дорога с лесным массивом по обеим сторонам. На подъезде к территории справа высится огромный холм с габионами (сооружения для укрепления откосов. – Прим. ред.), огороженный забором. Как нам потом рассказали на предприятии – это бывший полигон ТКО.
Комплекс специально построили под боком мусорного места, чтобы рекультивировать огромную свалку. Он справился быстро, после чего полигон законсервировали и вписали в окружающий ландшафт. И сегодня природе больше ничего не угрожает, ведь остатки после рекультивации укрыли саркофагом, грунтом и зеленью.
КПО в Солнечногорске – один из первых комплексов, построенных в Московской области – пилотном регионе по строительству таких объектов. Комплекс состоит из административного и мусоросортировочного комплексов, весового КПП, участка компостирования и т. д. Вокруг образована санитарно-защитная зона, в пределах которой постоянно мониторится состояние воды, почвы и атмосферного воздуха. "Хвосты" и опытная теплицаТерритория комплекса раскинулась более чем на 42 га. Часть отдана под карты для "хвостов" – многослойных площадок для размещения мусора, не подлежащего вторичной переработке. Такие остатки составляют лишь 25% от всего объема мусора, свозимого на предприятие, а это тонны в день и до 500 тыс. тонн в год.
Об этих "хвостах" и их участии в жизни предприятия мы расскажем чуть ниже, а пока поделимся впечатлениями от экскурсии по всем технологическим процессам комплекса, большая часть которых проходят в автоматическом режиме. Ее провел руководитель московской компании "Эковектор" Вадим Сергеев. Организация реализовала на территории КПО технологию компостирования органики (включающую ферментацию) в закрытом помещении, построила очистные сооружения и совместно с технологическим заказчиком участвовала в формировании условий для проектирования экообъекта.
"Участки компостирования нужны для того, чтобы снизить воздействие на окружающую среду в виде выбросов газа выделением инфильтрата. Материал нагревается до 65-75 градусов. Органика активно перегнивает, и погибают все болезнетворные бактерии, микроорганизмы, личинки мух и т. д. После этого получается достаточно стабилизированный технический грунт, который возможно использовать дальше для рекультивации нарушенных земель, карьеров, в дорожном строительстве", – отметил эксперт.
Кстати, на территории предприятия построена опытная теплица, где проводятся эксперименты по посадке различных растений в технический грунт. Специалисты не только наблюдают за приживаемостью экзотических фруктов, ярких цветов и трав, но и проводят лабораторные исследования полученного урожая на наличие вредных веществ. Пока опыты дают хороший результат. Не исключено, что такой грунт облегчит работу российских аграриев и промышленных теплиц.
Автоматика и отдушкиЦикл переработки начинается с разгрузки. Отходы привозят на мусоровозах. После прохождения весового контроля они попадают на закрытые площадки, а грузовики отправляются на пункт дезинфекции колес и повторное взвешивание. Далее ТКО проходят предварительную сортировку. В ходе процедуры крупногабаритный мусор разделяют на полезные фракции (бумага, гофрокартон, пленка, стекло и т. д.), опасные отходы, мелкую фракцию. Здесь же разрывают пакеты, которые тоже идут в дело.
"Особенность данного комплекса в том, что на его территории любые выбросы минимизированы. Вы это могли понять по отсутствию того же запаха вблизи территории. Это стало возможно благодаря тому, что все технологические процессы проходят в закрытом виде. На каждом источнике выбросов организована система водного барьера, распыляется отдушка", – пояснил в ходе экскурсии Вадим Сергеев.
После отходы направляют на основную сортировку, в ходе которой отбирается мусор, относящийся к вторичным материальным ресурсам (ВМР). На этом этапе частично используется ручной труд.
"Человек включается на этапе, где автоматика по объективным причинам не справляется. Например, куртка, сделанная из искусственного материала, и тот же материал в чистом виде для автоматики ничем не отличаются. В то же время первое нельзя отправить на вторичную переработку, а второе можно. Чтобы их разделить, нужен человек", – рассказал Вадим Сергеев.
Дешевое топливо для предприятийОставшиеся после извлечения ВМР отходы проходят через вторичную сортировку – из них отбирают компоненты с высокой теплотой сгорания для производства RDF-топлива. В дальнейшем его используют на различных предприятиях – цементных заводах, котельных и т. д.
Вадим Сергеев рассказал, что дерево без примесей, которое попадает на территорию комплекса, идет на обогрев предприятия. При этом сами работники сначала не верили, что полученных объемов хватит, чтобы обеспечить теплом большие площади, однако быстро в этом убедились. Благодаря этому на комбинате отказались от газового отопления, на чем существенно сэкономили расходы.
Чистая бумага, картон, текстиль, пластик, стекло упаковываются для транспортировки переработчикам. Причем мы не заметили на предприятии залежей отходов, что не удивительно. Как пояснил наш "экскурсовод", в отличие от полигона, на КПО мусор не задерживается. Вторсырье быстро разбирают переработчики.
Спрос на него довольно высокий. Причем не только в Москве и Подмосковье. В недорогих материалах заинтересованы фабрики большинства регионов России. Как отметили эксперты, в Алтайском крае также давно сформировался спрос на вторсырье. Вопрос лишь в том, чтобы занять эту нишу как можно быстрее.
По оценке специалистов, Алтайский край производит до 500 тыс. тонн мусора, который пока уходит на полигоны-свалки. Между тем из переработанных материалов можно получить 300 тыс. зимних курток на синтепоне, 16 млн школьных тетрадей, построить 100 км новых дорог из техногрунта. Экотехнологии в делеКакие еще этапы проходит мусор? Крупногабаритные отходы вручную разбирают или дробят с помощью специализированного оборудования. Часть мусора идет как вторичные материальные ресурсы, часть уходит на карты для захоронения. Мелкие фракции отправляются на линии сепарации и грохочения, чтобы извлечь максимум полезных материалов. Опасные материалы тоже проходят свой цикл, в ходе которого из них извлекаются полезные материалы (литий, серебро, никель и т. д.), выделяются металлические и пластиковые компоненты. Последние отправляются на переработку или обезвреживание.
Цикл замыкает захоронение отходов. Сюда отправляется всего лишь четверть от всего объема мусора.
"Здесь используется технология сухого полигона. Остатки отходов прессуются, обматываются в специальные тюки. В дальнейшем, когда будет построен мусоросжигательный завод, эти "хвосты" поедут на сжигание", – отметил сотрудник компании "Эковектор".
Когда карты заполняются, их рекультивируют, наносят плодородный слой почвы и засаживают зеленью. А пока они действуют, остаточный вред нейтрализуют с помощью слоев защиты и фильтрационными установками.
Через них проходят сточные воды, забирая с собой вредные вещества. Осадки собирают в специальные резервуары, чтобы пройти несколько степеней очистки.
Как правило, сточные воды – это черная жидкость с едким запахом. На выходе она превращается в воду без цвета и почти без запаха. Для питья она непригодна, зато прекрасно подходит для обеспечения технологического процесса и, например, мытья цехов. Неиспользованные остатки после лабораторного анализа сбрасываются в реку. Делается это под присмотром надзорных органов.
Органика (остатки продуктов и многое другое) также проходит этап переработки – компостирование. Благодаря инновационным технологиям она не гниет под открытым небом, источая неприятный запах и вредные вещества. Ее закладывают в специальные резервуары, где она "наблюдением" высокоточной электроники превращается в подобие торфа. Датчики регулируют температуру и другие факторы. Весь процесс занимает 21 день. Все это время компост, укрытый толстым слоем щепы, умеренно парит. Запах не резкий и чем-то напоминает тот, что образуется в обычном чистом погребе.
Чистота и зеленьКстати, на территории предприятия не только чисто и опрятно, но еще и уютно. Ее "парадная" часть благоустроена – проходная, периметр и свободные участки засеяны газоном и засажены туями. На протяжении всего пути от разгрузочного цеха до фильтрационных установок наша обувь оставалась чистой. Не оправдались и опасения насчет запаха от одежды, его просто не было.
В этом в свое время убедились и жители окрестных поселков. Еще на стадии подготовки площадки к строительству предприятия была выбрана стратегия открытости и полной прозрачности. В частности, из числа местного населения сформировали контактную группу по мониторингу за строительством и эксплуатацией КПО. В нее вошли члены Общественной палаты, активисты, представители СМИ и обычные люди. Всего в группе числится 17 человек. Ее члены до сих пор регулярно инспектируют работу предприятия.
"Мы полностью открыты. Инициативная группа может в любой момент проинспектировать ход работ, взять пробы воздуха, грунта и очищенной воды, которую мы сбрасываем в реку. Уверен, если люди в курсе происходящего, если с ними налажен конструктивный диалог, места для сомнений и недовольства не будет. Если на Алтае планируют построить подобный комбинат, то населению и региону это пойдет. Главное — вовремя донести до людей достоверную информацию", – поделился опытом планомерной работы с населением Вадим Сергеев.
В Министерстве природы Алтайского края при этом напомнили, что построить вредное для экологии и населения предприятие в современных реалиях не представляется возможным, о чем нужно помнить, делая выводы в отношении появления любого социально важного объекта. И КПО не исключение.
"Перед строительством такого объекта проводятся изыскательские работы на выбранной территории. Полученные материалы отдают на проектирование. Готовится проектно-сметная документация (ПСД), которую отдают на федеральную госэкспертизу. Если что-то будет не так, проект просто не пройдет проверку. Помимо этого, ПСД должна пройти еще и экологическую экспертизу, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Более того, любой заинтересованный человек сможет ознакомиться с проектом и выводами экспертизы. Это совершенно прозрачная процедура, ведь все документы доступны на официальном сайте", – пояснила "Толку" замначальника управления природных ресурсов и нормирования Минприроды Алтайского края Марина Бокий.
Алтай: "Завод такого уровня нам нужен"Строительство комплексов по переработке мусора в Алтайском крае не за горами. Распоряжением Минприроды России в 2022 году утвердили перечень пяти современных объектов.
В их числе:
КПО для Барнаульской и Каменской зон, КПО "Алейский", КПО "Бийский", КПО "Славгородский", КПО "Заринский".Однако не все жители региона положительно оценили спасительную перспективу. Так, в Павловском районе довольно резко отреагировали на весть о грядущих экопеременах. На подмосковном комбинате, который благополучно прошел этап недовольства, отметили: все дело в информационном вакууме. Люди не знают, что их ждет, поэтому реагируют неоправданно остро. Чтобы заполнить этот пробел, КПО "Невское" недавно посетили представители нескольких районов Алтайского края.
"Завод оставил хорошее впечатление. Производство организовано на высоком уровне, в чем мы убедились сами. Запахов и других негативных моментов, которых так боится народ, мы не обнаружили. Весь процесс отлажен. И если у нас будет такой же современный комплекс, мы будем только за. И готовы транслировать всем: завод такого уровня нам нужен", – отметила представительница Павловского района Надежда Торопова.
Глава Зонального района Наталья Менщикова также осталась довольна поездкой на КПО. На фоне мусорной проблемы, в которой вынужденно погряз муниципалитет, комбинат по переработке отходов выглядит настоящим спасением.
"Мне было интересно посмотреть на такое предприятие. Мы работаем над этим вопросом. Безумно страшно уже смотреть на пластик, который валяется во всех лесополосах. На сегодняшний день вывоз всех твердых отходов на исторически сложившиеся свалки запрещен. По сути, ни население, ни организации не имеют права туда вывозить никакой мусор. Но на практике, увы, это продолжается. Рекультивацию этих объектов провести за свои деньги мы не можем, но вот такой завод выручит не только нас, но и будущие поколения. Иначе мы просто захлебнемся в этом пластике и других отходах. Строительство комплекса просто необходимо", – отметила собеседница "Толка".
В настоящее время мусор Зонального района официально разрешено вывозить на Бийский полигон, срок службы которого всего три года.
"Я был во многих странах, видел несколько свалок, но такой свалки, как в России, не видел нигде. Поэтому я бы с удовольствием выступил за строительство такого комплекса в Рубцовском районе. И думаю, что если правильно донести до населения информацию о том, что нужно заботиться о себе, своем будущем и судьбе наших детей и внуков, то сопротивления не будет. Этот комплекс рассчитан на сохранение экологии на годы вперед", – присоединился к другим экспертам депутат из Рубцовского района Юрий Шинкоренко.
К вышеперечисленному осталось добавить, что современные и высокотехнологичные мусороперерабатывающие комплексы – это еще и рабочие места. Так, на подмосковном КПО задействовано 550 человек. Самый большой комбинат, запланированный для строительства в Алтайском крае, хоть и будет вдвое меньше, но откроет новые возможности и обеспечит хорошими зарплатами порядка 300 работников.
Что же касается главной миссии новых для края предприятий, то она направлена в первую очередь на сохранение экологии и развитие экономики региона. Строительство КПО станет для него огромным шагом вперед в вопросе обращения с мусором. Его не нужно будет складировать, превращая цветущий аграрный край в сплошную свалку. Благодаря новейшим технологиям он сможет сохранить свои уникальные рекреационные свойства и не потеряет своей привлекательности ни для жителей Алтая, ни для его гостей.
Согласно Указу президента России Владимира Путина от 2020 года, к 2030 году в России в два раза должен снизиться объем захораниваемых на полигонах отходов. К этому времени должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку 100% мусора, а более трети объема ТКО должны использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов и сырья. Задача решается в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (входит в нацпроект "Экология"). Для этого в стране уже построены 250 предприятий по переработке и утилизации отходов. При этом президент в своем послании Федеральному Собранию озвучил необходимость построить еще около 400 таких объектов по обращению с отходами и восемь экопромышленных парков.