Толк новости
Общество |

Комочки несчастья. Как в крае решают проблему бездомных кошек и насколько они опасны

Подрядчики, занимающиеся отловом уличных животных, в основном заняты собаками. Бездомные кошки не несут прямой угрозы, но могут создавать санитарные проблемы и провоцировать соседские "войны"
Читать в полной версии ➔

С нового года в крае предписано регистрировать в ветслужбе всех хозяйских псов, а часть уличных – усыпить при наличии оснований. Вокруг проблемы бродячих собак в последние месяцы сломано немало копий, и при этом на второй план отошла тема кошек. Их регистрация пока будет добровольной. Но безответственное отношение людей к кошкам, по словам зоозащитников, тоже приносит немало бед и самим хвостатым, и городской среде: в их числе не только неконтролируемый приплод, но и риск распространения инфекций, в том числе бешенства.

Первым делом – собаки

Усилия организаций, исполняющих контракты на отлов бродячих животных, сосредоточены на собаках. По словам руководителя барнаульского приюта "Ласка" Софьи Куликовой, в среднем в год через них проходит 700 псов и 200 кошек.

"Основные заявки, конечно, от садоводств. На территории Барнаула их очень много, и когда заканчивается сезон, начинаются звонки. Естественно, люди уверяют, что это не их кошки, а соседей, но найти концы уже невозможно. Есть обращения по поводу, как мы их называем, свежевыброшенных кошек, либо когда кто-то в подъезд подбросил животное", – поясняет Софья Куликова.

В зоозащитной организации "Преданность", действующей как подрядчик в Бийске, статистика схожая: за 9 месяцев этого года приют отработал заявки по 274 собакам и всего по 33 кошкам.

"Заявки оставляют сами жители или управление ЖКХ. Но управление ЖКХ нам как подрядчику эти заявки (на кошек – прим. ред.) не дает. Потому что по "ОСВВ", когда надо животное держать 45 дней, из бюджета же стали выделять средства на стерилизацию. Мне кажется, нам перестали эти заявки давать, чтоб деньги не расходовать на кошек и чтобы бороться прежде всего с агрессивными собаками", – поясняет Екатерина Шаерман.

ОСВВ – сокращенно от "отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск (либо пристраивание к новым хозяевам)" – действующая на сегодняшний день в крае схема обращения с безнадзорными животными, предусмотренная краевым законом.

С кошками также работают другие волонтерские организации и пункты передержки. В Барнауле самый известный "кошачий" приют – "Бусинка", но после недавнего пожара, в котором погибли девять подопечных, он переживает сложный период. На своих страничках в соцсетях волонтеры сообщают, что в здании приступили к разбору сгоревшей крыши. Сбор средств продолжается.

По словам Софьи Куликовой, процент пристроя кошек в добрые руки значительно выше, чем у собак. Но иногда после отлова и всех медицинских процедур их тоже приходится возвращать на улицу. Чаще всего это касается одичавших "подвальных" животных.

Кстати, поймать уличную мурку порой сложнее, чем собаку, отмечает зоозащитница.

"У собаки кроме зубов-то ничего и нет, ее легко зафиксировать. А кошка – это "жидкость", у нее на четырех лапах когти, у нее зубы. Кошка тоже может нанести увечья".

"Хитрые квартирки" и угроза бешенства

Прямой угрозы уличные кошки, конечно, не представляют, хотя в практике зооволонтеров бывали исключения.

"Пара была заявок за 10 лет, когда уличная кошка нападала на домашних собак. Если у нее есть котята в подвале, она их защищает. Но в остальном угрозы никакой. Единственное – они плодятся в геометрической прогрессии. Кошка либо в течке, либо беременная, либо кормит, у нее нет другого состояния", – объясняет Екатерина Шаерман.

"Неудобства, которые они могут приносить, связаны со скученностью. Если их становится слишком много, возникает запах. У кого-то могут быть инфекции. У кошек есть свои болячки, но они же могут стать и источниками бешенства. С другой стороны, они переносят меньше заболеваний, чем, например, крысы. Поэтому, если ставить альтернативу, кто будет жить в подвале – кошечка или крысочка – логично выбрать первую. Но обеспечить ей уход и чистоту", – добавляет Софья Куликова.

Сердобольность некоторых горожан к "прикормленным" кошачьим стаям – еще одна сложная тема, продолжает руководитель "Ласки". Иногда это заканчивается образованием несанкционированных приютов в отдельно взятой квартире.

"Мы их между собой называем "хитрые квартирки". Там зачастую живут одинокие женщины, которым и кто-то подкидывал кошек, и сами они не контролировали рождаемость. У нас самая большая заявка была на 60 кошек в однокомнатной квартире. Сложно с этим работать, потому что ни один приют одномоментно 60 кошек не возьмет", – делится собеседница.

Кстати, для борьбы с подобными "хитрыми квартирками" волонтеры "Ласки" разрабатывали специальную программу и даже получали на нее грант в 2019 году.

"Это был проект "Без кота и жизнь не та". Мы помогали прививать, стерилизовать животных, потому что чаще всего средств у хозяина таких квартир не хватает, кошки – на плохом питании, не вакцинируются, не обрабатываются от паразитов. Мы сотрудничали с соседями, призывали проявлять внимательность, сострадание. Ведь чаще всего с такими кошатниками ведут войны, но на самом деле – на пустом месте, так как бабушка, которая завела 20-30 кошек, и сама этому не рада, потому что в квартиру, что называется, без противогаза не зайти. Часто бывает, что те же самые соседи ей этих кошек и наподкидывали", – говорит зоозащитница.

Жильцы многоэтажек нередко обращаются в приюты и по поводу стерилизации подвальных "квартирантов". В таком случае зооволонтерам нужно обеспечить коллективное разрешение на доступ к общедомовому имуществу. Иногда, говорит Софья, в подвал попасть не удается, и неконтролируемый приплод продолжается.

Нет учета – нет контроля

Решение проблемы – простое и сложное одновременно: воспитание культуры отношения к животным. Речь не только о том, что их недопустимо выбрасывать, но и о контроле за рождаемостью.

"Мы программу "ОСВВ" опробовали на кошках – брали отдельный подвал, стерилизовали всех живущих там кошек, и популяция там действительно сократилась, новые уже туда не приходили", – отмечает Екатерина Шаерман.

С нового года в крае вводится обязательная регистрация и маркировка хозяйских животных. Для собак она будет обязательной, для кошек – по желанию.

"С чего-то надо начинать. Заниматься всеми животными сразу сложно и для населения, и для управления ветеринарии. Но постепенно мы неизбежно придем к тому, чтобы навести здесь порядок. Главный закон менеджмента: нет учета – нет контроля. Просто люди иногда боятся, не понимают. Бабушка одна как-то кошку у нас чипировала, потом через полгода звонит и говорит: "Она у меня в окно смотрит за воробьями, охотится. Нельзя как-то через чип откорректировать ее поведение?" – продолжает Софья Куликова.

Региональный закон, вводящий систему учета, также содержит нашумевшие разделы о новом порядке отлова и эвтаназии в особых случаях. Усыплению с 2025 года должны будут подвергаться немотивированно агрессивные и безнадежно больные особи. Осмотр и определение дальнейшей судьбы будут проводить в пунктах временного содержания в течение 11 дней. При этом разделения на кошек и собак в документе нет: везде упоминается слово "животные". Однако, как отметили разработчики закона, порядок касается в первую очередь собак.

Читать в полной версии ➔