Толк новости
Общество |

Насыщенный и современный. Первый вице-мэр Барнаула рассказал о новом генплане

Обновленный генеральный план Барнаула рассчитан на период до 2040 года. Какие перемены он принесет городу и его жителям, "Толку" рассказал первый замглавы администрации краевой столицы Андрей Федоров
Читать в полной версии ➔

В Барнауле завершили работу над проектом изменений в генплан города. В начале ноября его представят общественности. В документе нашло отражение перспективное развитие краевой столицы по всем направлениям. В их числе: многоэтажная и частная жилая застройка, транспортный каркас, озеленение и т. д. Пока власти Барнаула готовятся к масштабной процедуре, "Толк" поинтересовался у первого вице-мэра города Андрея Федорова, какие принципиальные изменения ждут город в ближайшие 15 лет.

Готовность номер один

– Андрей Алексеевич, горожане с нетерпением ждут новый генплан Барнаула. Готов ли он и когда будет представлен широкой общественности?

– На сегодняшний день проект готов и прошел все процедуры согласований с профильными ведомствами, в том числе федеральными и региональными. Сейчас мы готовимся к проведению процедуры общественных обсуждений. Каждый горожанин сможет ознакомиться с документом в удобной для него форме. В электронном виде материалы разместят на официальном сайте администрации города. Параллельно в городской и районной администрациях будут работать экспозиции. Старт общественных слушаний намечен на начало ноября. Всю информацию мы доведем до горожан посредством СМИ в ближайшее время.

– Успеете принять генплан до конца года?

– У нас есть все основания полагать, что да. Сегодня законодательство жестко регулирует саму процедуру общественных обсуждений. Если раньше можно было это делать до двух месяцев, то сегодня на всю процедуру, включая рассмотрение заявок, подготовку итогового протокола, представление готового варианта главе Барнаула и депутатам Барнаульской гордумы, отводится 30 дней.

– Контракт с разработчиком был заключен в 2021 году, а до финального этапа подготовки проекта генплана вы дошли только сейчас. Почему процесс так растянулся?

– Обновленный генеральный план рассчитан на срок до 2040 года. На нас лежала большая ответственность. Мы подошли к процессу максимально осознанно и ответственно. С момента принятия действующего генплана к нему возникло немало вопросов, многое изменилось. Поэтому в ходе работы над новой версией мы должны были учесть все нюансы, плюс заложить перспективы развития на будущее, учитывая сложившуюся ситуацию. Мы были максимально открыты и порой длительно обсуждали ключевые вопросы, чтобы прийти к оптимальному решению.

Для этого была создана рабочая группа, куда вошли представители архитектурного, строительного и промышленного сообществ, а также члены депутатского корпуса. Такой подход практикуется впервые за новую историю Барнаула. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сопричастных, в том числе общественников и неравнодушных горожан, за их титанический труд и бесценный вклад в разработку генплана.

Особо подчеркну, за три года от первоначальной версии, представленной разработчиком (московской компанией "Гипрогор". – Прим. ред.), практически ничего не осталось. В то же время новый генплан кардинально отличается от старого, особенно по ключевым вопросам развития территорий и развития транспортного каркаса.

Новые горизонты новостроек

– Первая версия генплана с первого дня принятия вызывала массу вопросов. Новая же обещает стать опорой для успешного развития города. Какие принципиальные перемены несет краевой столице и ее жителям обновленный генеральный план?

– Начнем с жилой застройки. В первую очередь перемены коснулись Северо-Западного планировочного района (в районе ТЦ "Арена". – Прим. ред.). В этой части города уже идет освоение 86 га бывших сельхозугодий. Строятся первые жилые комплексы. В перспективе планируется дополнительно вовлечь в оборот земли ДОМ.РФ рядом с формирующимся микрорайоном. А это около 1000 га.

Причем разработчики предложили разделить эту территорию на две подтерритории – для многоэтажной жилой и промышленной застройки. В чем особенность? Это огромные площади для потенциального развития на ближайшие годы. И это не два-три года. Согласно прогнозному планированию, территория рассчитана более чем на 15 лет освоения. Что касается производственной зоны, то это удобная точка приложения труда для тех, кто будет проживать в микрорайоне. Это не только удобно. Такой вариант позволит снизить нагрузку на транспортный каркас города за счет уменьшения маятникового движения людей в деловой центр города и обратно.

– Такие угодья снимут боль застройщиков в части дефицита земли?

– Безусловно. Более того, мы уверены, что благодаря этому снизится объем точечной застройки и охладится интерес к частному сектору. В любом случае это большой задел для экономического развития города.

Однако освоение таких объемов свободных земель ставит перед нами новые задачи. Например, в части транспортного обеспечения новых районов. Дорожно-транспортная инфраструктура нового микрорайона стала одним из ключевых вопросов обсуждений обновленного генплана на заседаниях рабочей группы и с корпорацией ДОМ.РФ. Так, мы добились сохранения дорожно-транспортного каркаса внутри территории, что очень важно, даже учитывая некоторые ограничения в части максимального вовлечения земель в градостроительный оборот. В целом мы пришли к компромиссу и сохранили ключевые моменты.

Во-первых, мы сохранили улицу Звездную с широким профилем – шириной 100 метров. В перспективе это позволит построить широкую и безопасную дорогу с тротуарами, велодорожками, освещением и обширным озеленением. В планах — продлить ее до проспекта Космонавтов. Во-вторых, мы сохранили все межквартальные проезды, как и связи между микрорайонами. Дорожные связи между жилой и промышленной застройкой в обновленном генплане также сохранены, причем с хорошими профилями улиц.

Причем часть инвесторов уже приступили к проектированию дорог для новых территорий. Часть дорог будет проектировать уже город. Мы понимаем: если транспортная инфраструктура не будет успевать за развитием жилищного строительства, возникнут большие сложности в дальнейшей коммуникации между микрорайонами, также северо-запада спального района с деловым центром Барнаула.

Еще один важный вопрос связан с зеленым каркасом новых микрорайонов. В обновленном генплане на землях ДОМ.РФ порядка 20 га зарезервировано исключительно под полноценный парк. За что мы также благодарны госкорпорации за понимание. Для комфортного проживания людям просто необходим полноценный парк, и это нужно учитывать.

– Отражена ли в новом генплане застройка правого берега Оби?

– Решение данного вопроса – это еще один вектор развития Барнаула, который не был отражен в генеральном плане 2019 года. В обновленном документе тема полноценно раскрыта. Здесь запланировано развитие многоэтажной и смешанной общественно-деловой застройки и развитие Гребного канала как спортивно-рекреационной зоны. Мы заложили объекты местного значения (школы, детские сады, поликлиники и т. д.), полноценный транспортный каркас и удобные связи с левым берегом.

Забегая вперед, отмечу, что вдоль правого и левого берегов Оби запланировано строительство двух дорог, связывающих Старый и Новый мосты, которые будут разгружать общие потоки. Более того, новый генплан предполагает реконструкцию и переосмысление Старого (коммунального) моста в будущем.

Если резюмировать все вышесказанное, то благодаря новому генплану в обозримом будущем в Барнауле будут введены в оборот в общей сложности свыше 1,5 тыс. га новых земель для строительства с перспективой насыщения новых микрорайонов инфраструктурными объектами.

– Перспективные территории на сегодняшний день не обеспечены коммуникациями. Как будет решаться этот важный вопрос?

– Вопрос справедливый. Для его решения нужен серьезный подход для переосмысления и действующих коммуникаций. И если в случае с правым берегом Оби технические решения есть, то в Северо-Западном планировочном районе ситуация сложилась непростая. Сети на прилегающих территориях подлежат реконструкции, которая выльется в миллиарды бюджетных или внебюджетных инвестиций. Исходя из того, что мы слышим от отраслевиков в ходе обсуждений на круглых столах, строители готовы вкладываться. Более того, инвестировать готовы и ресурсоснабжающие организации. Они открыто об этом говорят, понимая определенные перспективы потребления ресурсов. Так что, думаю, мы найдем оптимальное решение этого вопроса.

Желтые зоны и их применение

– Андрей Алексеевич, а что ждет частный сектор? Нашлось ли ему место в границах города?

– Конечно. Скажу честно, не каждый крупный город может "похвастаться" такими объемами индивидуального жилья в разных его частях. Если посмотреть на схему обновленного генплана, то площадь зон застройки индивидуальными домами, или желтых участков на карте (так обозначены зоны для ИЖС. – Прим. ред.), довольно внушительная и пока не уступает многоэтажной. В обновленной версии генерального плана зоны, предполагающие размещение частных домов, остались в исторически сложившихся городских поселках, частично в центре Барнаула, в микрорайоне Булыгино, в нагорной части и т. д.

Более того, в новый генеральный план вошла часть кварталов микрорайонов с ИЖС в районе парка "Юбилейный".

– Почему только часть?

– Мы готовимся принять генплан, который будет действовать до 2040 года. Существуют основные градостроительные принципы развития магистралей, для которых мы просто не имеем право искусственно закрывать перспективу развития. Об этом говорит архитектурное сообщество и разработчик генерального плана. Сегодня сложно себе представить, что проспект Ленина застроен частными домами.

Тем не менее часть территорий, удаленных от магистралей, переведены в зону ИЖС. Но если мы говорим о развитии центра города, то его будущее мы не можем тормозить. Но это не значит, что после принятия генплана частный сектор начнут сносить. Мы неоднократно разъясняли жителям, что на их собственность никто не может и не будет покушаться. Если дом в собственности, никто не может заставить человека его продать. Это во-первых.

Во-вторых, повторюсь: вовлечение в градостроительный оборот дополнительных земель заставит застройщиков по-другому взглянуть на выкуп частных домов. В большинстве случаев это просто станет неинтересно. В-третьих, мы аккуратно отслеживаем проекты, касающиеся определенных территорий. Никто не будет вопреки желанию жителей принимать невыгодные для них, непопулярные и неправильные решения.

Механизм прохождения экспертиз градостроительной документации и получения разрешения на возведение объектов исключает недобросовестное поведение застройщиков. И мы не раз подчеркивали, что готовы разбираться в каждом случае, когда те или иные компании пытаются надавить на собственников.

– В новый генплан заложены дополнительные территории для ИЖС?

– Развитие индивидуальной жилой застройки – это не менее важный для города вопрос. Так, помимо уже разыгранных на аукционах территорий ДОМ.РФ под комплексное развитие, планируется ввести в оборот дополнительные земли госкорпорации под малоэтажные жилые дома. Перспектива заложена в градостроительный документ. Здесь предполагается полноценное развитие территорий с учетом социальных объектов.

В качестве яркого примера, иллюстрирующего перспективное развитие отдельных частей города, Андрей Федоров привел Обской бульвар. Он исторически мыслился как район с многоэтажной жилой застройкой. Данная концепция была заложена еще в генплан 1937 года. Сейчас он частично представлен в том виде, в котором его представляли еще в советское время. Зеленое будущее Барнаула

– Андрей Алексеевич, зеленый каркас был и остается важным вопросом комфортного проживания в городе. Какие территории для него заложены в новом генплане Барнаула?

– Во-первых, в обновленной версии документа мы сохранили все территории, заложенные в действующем генплане. В их числе: участок с оврагами по ул. Шумакова, 9 (парк за ТЦ "Европа". – Прим. ред.), парк Центрального района, парки "Изумрудный" и "Юбилейный", бывший парк имени Ленина, Мизюлинская роща, парк "Целинников" и т. д. Все озелененные территории вошли в новый генплан, и мы предполагаем их дальнейшее развитие. Собственно, здесь мы ориентировались на подготовленную концепцию озеленения, предусмотренную барнаульскими архитекторами и биологами.

– А что ждет зеленый остров Побочень? Вырастет ли на нем в ближайшее время барнаульский Манхэттен?

– Остров пока сохраняет рекреационный статус. На сегодняшний день его территория относится к землям лесного фонда и покрыта городскими лесами. И пока этот статус не снят, любая застройка Побоченя невозможна. Изменить функциональное назначение территории юридически также крайне проблематично, поэтому в обновленном генеральном плане эта зона отнесена к функциональной зоне лесов. И если сегодня мы его "перекрасим", то завтра просто не сможем утвердить территориальную зону, потому что это будет противоречить действующему законодательству.

– Судя по схеме генплана, Барнаульский ковш отдан под застройку, но не весь. Какие перспективы ждут этот водный объект?

– Все верно, застройка так называемого Ковша предполагается в границах ранее обозначенного искусственного участка. В ходе обсуждений на заседаниях рабочей группы прозвучало несколько предложений о будущем развитии объекта. Мы рассмотрели все и нашли некий баланс интересов. Так как на объекте пересекаются несколько перспектив, включающих развитие водного транспорта и эксплуатацию действующего элеватора, мы решили сохранить Ковш до причальной стенки зернохранилища. Такой вариант устроил архитектурное и строительное сообщество, а также профильные ведомства водного транспорта.

Новые дороги и обходы

– Заложен ли в новый генплан Северный обход, "дорога жизни" и другие крупные дорожные объекты?

– Одна из насущных проблем для жителей Барнаула – это время нахождения в пути. Людям некомфортно долго добираться до места следования в автомобиле или на общественном транспорте. И наша задача – постепенно решить эту проблему. По поручению губернатора Алтайского края Виктора Петровича Томенко была создана рабочая группа, которая сформировала ряд предложений по развитию транспортной инфраструктуры города. Большая часть легла в основу будущего транспортного каркаса.

Так в новую версию генплана мы заложили меры по снижению транзитного грузового трафика внутри города. Помимо Южного обхода в документ вошел Северный обход. Он должен перенаправить транспорт с Павловского тракта на проспект Космонавтов. Далее по 9-му Заводскому проезду (через промзону) он двинется к въезду на Старый мост. Отсюда транспорт может перераспределиться между Коммунальным и Новым мостами. Для повышения инвестиционной привлекательности краевой столицы предлагается формирование Северного обхода еще и с выходом на трассу, ведущую в Новосибирск.

"Дорога жизни" также нашла отражение в транспортном каркасе обновленного генерального плана Барнаула. Она пройдет вдоль реки Барнаулки от Нового моста через микрорайон Булыгино на шоссе Ленточный Бор с выходом на улицу Попова. Драйвером для развития этой дороги стало строительное сообщество. Если вы помните, "дорогу жизни" разработали и первыми начали продвигать представители СРО "Алтайские строители".

Важно понимать, что мы закладываем в генплан перспективы развития. Трассировки тех же дорог со временем могут претерпеть изменения, но не настолько принципиальные, конечно, чтобы противоречить главному градостроительному документу города.

– А что насчет тоннеля под железнодорожными путями с выходом на расширенную улицу Георгия Исакова?

– Это решение перекочевало из действующего в новый генплан, так как это важный транспортный элемент для развития города. Он давно назрел, так как в Барнауле объективно не хватает дополнительных переходов через железную дорогу. И его нельзя рассматривать как обособленный элемент. На карте хорошо видно, что это удобный коридор, соединяющий северную и южную части города. Он является дополнительным элементом Северного обхода Барнаула.

В новом генплане нашла отражение перспектива продления троллейбусного маршрута №7 в квартал новостроек 2012 с обустройством здесь троллейбусного кольца. Туда же включили новую линию для трамваев в формирующийся микрорайон Северо-Западного планировочного района. Она протянется туда от улицы Попова по улице Власихинской через Павловский тракт. Подробнее читайте здесь. Будущее Барнаула

– Предлагаю вернуться к строительной теме. Нашел ли отражение в генплане перспективный план развития Потока?

– Разумеется, заложен. Более того, на сегодняшний день для принятия решения о комплексном развитии территории практически все есть: согласования профильных ведомств (в т. ч. региональных и федеральных), глубокое понимание нюансов территории и видение того, как ее преобразить.

Территория большая и интересная. Она неплохо обеспечена инженерной инфраструктурой. Сейчас мы переходим к переосмыслению внутреннего транспортного каркаса и связей между основными магистралями. К счастью, все пути открыты и никаких препятствий в виде, например, зауженных улиц или искусственных ограничений нет, поэтому можно спокойно готовиться к реализации проекта. Нам осталось уточнить некоторые детали, после чего процесс будет запущен.

– Как вы оцениваете проделанную работу?

– Отчасти я уже ответил на этот вопрос выше. Все, кто был задействован в работе над проектом, вложили в него большой труд. Все вместе мы постарались учесть все нюансы настоящего и будущего и исправить недочеты прошлого. Главное – вместе с принятием нового генплана появится четкое понимание векторов развития города и задач, которые нужно решить в ближайшее время.

Читать в полной версии ➔