Базар-вокзал: как выглядят "ворота" Барнаула и каких перемен они ждут. Фото
Вокзальный узел краевой столицы остается территорией контрастов: уличная торговля ширпотребом соседствует здесь с памятниками архитектуры и новым ЖК. У горожан также есть вопросы к организации парковок и движения автомобилей вокруг новостройки и на самой Привокзальной площади. Комплексно преобразить пространство "ворот" Барнаула могла бы реконструкция территории: такие работы анонсировались больше двух лет назад, но пока они отложены на неопределенный срок.
"Все по 200"Один из самых ярких "штрихов к портрету" барнаульского вокзального узла – уличная торговля. Это и отдельно стоящие палатки с фруктами, и лотки с "бабушкиным" хендмейдом, и небольшой вещевой "базарчик" на углу улицы Привокзальной и площади Победы.
"Пока спокойно торгуем. Наши покупатели в основном те, кто с электрички вышел. Кто-то замерз, бывает, приезжие с СВО одеваются, люди из деревень. Мы здесь никому не мешаем, никто не жалуется", – рассказывает местный предприниматель.
Но на фоне построенного ЖК "Локомотив" с собственным ритейлом такие ярмарки смотрятся как островки из прошлого. Один из проектировщиков комплекса Александр Деринг считает, что он должен оправдать свое название в части ускорения развития территории.
"На это и был расчет – он должен "подтянуть" за собой всю остальную территорию. Уже сейчас изменения есть. Когда начали открываться первые заведения в ЖК, возникло уже другое ощущение, другая атмосфера. Ведь речь идет о "воротах" города. Если приезжающие видят хлам, ужас, несанкционированную торговлю, каких-то перевозчиков непонятных, которые дергают за рукав, какое у них будет впечатление? Это все, конечно, должно уйти в прошлое. Вокзалы и площадь должны соответствовать 21-му веку", – делится архитектор.
"Творится полный хаос"Появление новостройки улучшило эстетический вид среды, но обострило транспортную проблему, убежден директор барнаульского автовокзала Алексей Богданов.
"Конечно, проблем прибавилось и у нас, и у автомобилистов в городе. Улицы, к сожалению, тесные. Этот жилой комплекс еще полностью не заселился, я со страхом ожидаю этого времени. Где будут автомобили останавливаться?" – задается вопросом собеседник.
Все это накладывается на неопределенную судьбу парковки на Привокзальной площади: ранее порядка 7 тыс. "квадратов" территории были в аренде у автовокзала, но Алтайкрайимущество через суд потребовало освободить землю, которую, по мнению чиновников, автостанция незаконно использовала в коммерческих целях.
"У нас стояли паркоматы, шлагбаумы, мы регулировали [ситуацию] каким-то образом. Теперь этого нет – свободный доступ. Мы предлагали, чтобы у нас забрали и оборудование, но не нашли отклика. Что тут будет зимой, как будет убираться эта территория, для меня пока непонятно. Сейчас, конечно, полный хаос творится. Непонятно, как автомобили заезжают, как паркуются, но мы к этому уже отношения не имеем", – продолжает директор автовокзала.
Однако Алексей Богданов рассказал, что вопрос движения и стоянки транспорта на Привокзальной площади сейчас обсуждается в мэрии. До 27 ноября проектная организация должна подготовить схему для дальнейшего утверждения властями.
"Будут, как нам видится, введены ограничения на въезд легкового транспорта на площадку, где сейчас зона высадки пассажиров. А что касается парковки, я думаю, что пока предварительно будут введены ограничения на остановку транспорта по ее периметру. А сама парковка, видимо, останется", – подытожил Алексей Богданов.
Далеко не уехалиАрхитекторы отмечают, что на реновацию всего вокзального хаба Барнаула нужно смотреть комплексно.
"Мы видим, что вокзалы в городах России стали преображаться. Сами здания после реконструкции скорее становятся похожими на торговые центры. Например, в Москве завершили реконструкцию Павелецкого вокзала. Логично, что территория вокруг также меняется – избавляется от ветхих строений, зарослей и прочего", – рассказал Александр Зайцев, член регионального Союза строителей.
В Барнауле реконструкцию Привокзальной площади предметно начали обсуждать в 2022 году. Архитектурное бюро MDVA защитило проект, в котором авторы постарались учесть интересы водителей и пешеходов.
"Предусмотрено благоустройство, комфортное для пешеходов в первую очередь, размещение остановочных павильонов согласно логике потоков и точек связи. Человек, выходя из здания вокзала, должен зрительно быстро сориентироваться, на какую остановку ему идти. Инвалиды, люди с колясками, с детьми, с громоздкими чемоданами – это все маломобильные группы населения. Таким людям нужно комфортно дойти до остановочного павильона, чтобы меньше было пересечений с транспортными средствами. Планировка ориентирована на разведение потоков", – поясняет руководитель бюро Дмитрий Индюков.
Разработчики также предусмотрели озеленение и эстетические элементы – фигуру плавильной печи, символизирующую горнозаводскую историю Барнаула.
"Мы проанализировали архитектуру Привокзальной площади. Она эклектична, потому что здания, формирующие эту площадь, строились в разные времена. Визуальное стилистическое решение в благоустройстве мы приняли нейтральное, как нам видится. А цветовую гамму взяли из тех оттенков, которые уже присутствуют в архитектуре площади", – продолжает архитектор.
Однако амбициозный проект, реализацию которого ранее оценили в 400 млн рублей, все еще остается лишь на "картинках": как пояснили в горадминистрации, все "споткнулось" о реконструкцию здания железнодорожного вокзала, которую, в свою очередь, тоже поставили на паузу. В июне экс-министр транспорта края Антон Воронов отмечал, что здание пока не включено в инвестиционный план РЖД и точная дата начала работ неизвестна. К тому же вокзал имеет статус памятника архитектуры, что также налагает ряд ограничений.
Ранее "Толк" сообщал о реставрации другого охраняемого здания на Привокзальной площади – кирпичной одноэтажки дореволюционной постройки.