"Алтайавтодор" инициировал расторжение контракта с подрядчиком развязки в Барнауле
После заявления вице-премьера правительства Алтайского края Александра Климина о готовности расторгнуть в одностороннем порядке госконтракт с компанией "РСК" региональные дорожники перешли к активным действиям. В середине декабря на портале госзакупок опубликовали решение "Алтайавтодора" о намерении разорвать договор на строительство новой развязки на Змеиногорском тракте. Решение связано со срывом сроков запуска объекта и продиктовано нормами российского законодательства. Впрочем, контракт могут и не расторгнуть либо решить вопрос иным способом.
Декабрьское решениеРешение об одностороннем отказе от исполнения контракта (заключенного 30 января 2023-го) датировано 17 декабря 2024 года. Судя по данным на сайте ЕИС "Закупки", на официальной площадке в карточке электронных документов об исполнении договора его опубликовали в тот же день.
Суть документа заключается в том, что подрядчик сорвал сроки завершения строительства и сдачи транспортной развязки на Змеиногорском тракте, чем грубо нарушил условия договора. Руководствуясь статьями Гражданского кодекса и нормами Федерального закона №44-ФЗ ("О контрактной системе"), заказчик в лице "Алтайавтодора" объявил о намерении разорвать контракт, заключенный с исполнителем.
В тексте опубликованного решения сказано, что дополнительным соглашением дедлайн был установлен на 10 декабря 2024 года. По ряду причин исполнитель не уложился в эти сроки. На 12 декабря объем неисполненных обязательств составил более 963 млн рублей, а сумма неотработанного аванса – около 460 млн рублей, говорится в решении.
"Подрядчику 12 декабря 2024-го направлено требование <…> о необходимости выполнения работ и исполнения обязательств в рамках п. 4.4.38 Контракта в срок до 17 декабря 2024, данное требование оставлено без удовлетворения", – говорится в тексте.
По данным источников "Толка", о намерениях подобного рода "разрывов" контрактов с компанией заявляли заказчики и в других регионах страны.
Новая транспортная развязка представляет собой трехуровневый объект, куда входят 300-метровый металлический путепровод, большое транспортное кольцо с въездами и подземный тоннель. Объект призван разгрузить ключевой для Барнаула и Алтайского края транспортный узел и обеспечить беспрепятственный доступ в отдаленные районы города и на его окраины. Строительство началось весной 2023 года. На объект из средств инфраструктурного бюджетного кредита выделили 2,9 млрд рублей. Разорвать нельзя достроитьРешение формально вступает в силу через 10 дней с даты уведомления подрядчика. Таковой считается дата размещения документа в единой информационной системе "в соответствии с часовой зоной, в которой расположен подрядчик". То есть 27 декабря все может решиться. Вопрос лишь состоит в том, в какую сторону качнется этот маятник.
"…поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением Поставщиком об одностороннем отказе от исполнения контракта", – сказано в документе.
Важный нюанс: намерение расторгнуть контракт в одностороннем порядке может и не означать окончательный разрыв сотрудничества с подрядчиком. Тем более что решение может быть отменено, но не позднее 10 дней со дня публикации.
И основания полагать, что решение может быть пересмотрено, действительно имеются. Практика показывает, что такой исход не редкость. Даже когда дело касается крупного инфраструктурного объекта, строящегося на бюджетные деньги. Путепровод на Новом рынке в Барнауле – хороший тому пример, хотя, скажем честно, не до конца корректный, ведь подрядчик (Барнаульское ДСУ-4) фактически достроил объект в срок и даже запустил по нему движение. Однако формально мост не был сдан в эксплуатацию, так как требовал незначительных доделок и проведения благоустройства. Что не помешало сторонам заключить допсоглашение и закончить объект, который 30 ноября 2024 года отметил свой первый день рождения – год с момента запуска.
Как разрешится ситуация с транспортной развязкой на Змеиногорском тракте, известно, пожалуй, только заказчику. "Толк" обратился в минтранс Алтайского края (к нему относится "Алтайавтодор") за разъяснениями.
Осталось дождаться официального ответа, который наверняка все прояснит. Тогда-то и можно будет поставить запятую во фразе "разорвать нельзя достроить".
Форс-мажоры и кадровые перестановкиНапомним: в конце ноября уходящего года стало официально известно о том, что подрядчик не успеет уложиться в намеченные сроки. Как пояснил после искренних извинений перед жителями Барнаула замруководителя компании "РСК" Сергей Никитин, строительство забуксовало из-за форс-мажорных обстоятельств (залповых ливней), дефицита узких специалистов (их "оттягивали" на себя другие инфраструктурные стройки России), санкций (пришлось переделывать проект после замены на аналоги иностранных стройматериалов).
Кроме того, подрядчик не выполнил свои обязательства в полной мере и в связи с неверными управленческими решениями, уточнил глава "Алтайавтодора" Василий Мотуз в ходе ноябрьского выездного совещания на развязке.
"Срок ввода сдвинулся на следующий год. И тому есть ряд причин, не зависящих от заказчика и правительства Алтайского края. Со своей стороны мы выполнили все обязательства и продолжаем выполнять их, в том числе в части выделения средств на строительство. Отмечу, что "Алтайавтодор" неоднократно предупреждал исполнителя о возможности срыва сроков и необходимости усилить темпы работ. Но в компании не смогли должным образом мобилизовать дополнительные ресурсы, поэтому строительство идет так, как оно идет", – рассказал он журналистам.
Во время совещания также было озвучено, что за несоблюдение сроков строительства компания-подрядчик понесет вполне заслуженную ответственность в виде довольно внушительных штрафов. Что вполне оправданно в силу сложившейся ситуации, отмечают эксперты.
К тому моменту готовность объекта составляла уже около 80%. После этого, в декабре подрядчик выполнил значительный пласт работ – до конца смонтировал шумозащитные экраны на металлическом путепроводе, установил фонари освещения вдоль его проезжей и обустроил въезд на эстакаду со стороны шоссе Ленточный Бор. Но это лишь те работы, которые видны обывателю невооруженным глазом. Возможно, объем доделок был больше.
Судя по неофициальной информации, на сегодняшний день ситуация на стройке относительно стабильная – проблем с зарплатами рабочим якобы нет, как и со стройматериалами и прочим. А недавно в компании "РСК" сменилось руководство. Большую московскую организацию возглавил Александр Швора. С 2014 по 2018 год он занимал должность директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморья. Судя по довольно лаконичным сведениям о его биографии, экс-чиновник имеет богатый опыт работы в сфере дорожного строительства и навыки управленческой деятельности.