Свой на рельсах: что известно о первом трамвае барнаульской сборки "Гранит". Фото
В Барнауле собрали прототип первого трамвая, которому дали название "Гранит". Он сделан из отечественных комплектующих, часть из которых изготовили алтайские специалисты. С прошлого года он начал накатывать свои первые километры по улицам краевой столицы. Вагон с серым кузовом не раз замечали в разных районах города. В настоящее время он продолжает проходить обкатку и уже обзавелся собственным сертификатом, разрешающим эксплуатацию и перевозку пассажиров. Впереди его ждет серийное производство. Что из себя представляет новый вагон и когда он начнет обслуживать барнаульцев, читайте в материале "Толка".
История создания барнаульского трамвая до последнего времени была тайной за семью печатями. После прошлогодней презентации (на улице Мало-Тобольской в День России) создатели не спешили раскрывать нюансы амбициозного проекта. Недавно в Сети появился 45-минутный ролик сотрудника "Горэлектротранса", водителя этого трамвая и блогера Максима Раевского. В фильме приводятся интересные факты о прототипе нового вагона и комментарии представителей компании-разработчика и изготовителя – руководителя ГК "Союз" (в нее входит "Алтай Геомаш") Владимира Отмашкина и директора компании "Мэтр" Андреаса Рейнгольда. Где "спит" барнаульский "Гранит"Новый трамвай, получивший название "Гранит", собрали на предприятии "Алтай Геомаш" совместно с барнаульской компанией "Мэтр" и в сотрудничестве с красноярской организацией "Русал". Как отметил автор ролика и водитель прототипа трамвая, площади "союзовского" завода достаточно большие, чтобы вместить цех по сборке вагона. К слову, для его создания использовали только отечественные материалы и комплектующие, часть которых изготовили алтайские специалисты.
"Гранит" давно на ходу. В настоящее время он находится на базе ГЭТ, в депо №3. Его привезли сюда для обкатки и небольших доделок. Как стало известно "Толку", он может находиться в аренде у муниципального электротранспортного предприятия и уже готовится к вводу в эксплуатацию для дальнейшей перевозки пассажиров. Есть информация, что выезд на линию ожидается после презентации рабочего вагона краевым и городским властям. Пока же трамвай катает только сотрудников "Горэлектротранса", экспертов и разработчиков. И он до сих пор остается в собственности у компании-изготовителя.
О том, будет ли город выкупать трамвай местного производства, неизвестно. Хотя такой вариант развития электротранспорта обсуждали во время презентации "Гранита" в прошлом году – в День России. Между тем власти Барнаула не исключают приобретение некоей новой единицы электрического подвижного состава. На официальном сайте госзакупок в конце прошлого года появилась соответствующая позиция плана-графика на 2025 год, составленного для комитета муниципального заказа города. Речь идет о предполагаемой "поставке трамвая". На эти цели заложено 96,9 млн рублей. Какой именно вагон планируют приобрести, в карточке, увы, не сказано.
Путь от идеи к "живому" прототипуНо вернемся к барнаульскому трамваю. По словам Владимира Отмашкина, идея создания своего вагона появилась пять-шесть лет назад. К реализации задуманного перешли лишь в прошлом году, когда, отмечает эксперт, ситуация с нехваткой подвижного состава, особенно нового и современного, стала накаляться.
В итоге на барнаульском предприятии "родился" первый прототип трехосного односекционного вагона с серым кузовом, широкой раздвижной дверью посередине и вместительной накопительной площадкой для пассажиров. Пока готов только один вагон.
Однако он, если можно так сказать, проторил дорожку для будущей серии. Он справился с обкаткой и хорошо показал себя в деле перед сертификационной комиссией научно-технического центра НИИ Горэлектротранспорта, говорится в фильме. Эксперты дали трамваю зеленый свет на дальнейшую эксплуатацию и перевозку пассажиров, а также рекомендовали для серийного производства. Это произошло 26 августа 2024 года.
Возвращаясь немного назад, отметим, что на рельсы вагон встал после презентации. Сначала он прошел тестовые "пробежки" по территории депо, чтобы специалисты-наладчики могли устранить выявившиеся в ходе проверки замечания, отмечает автор фильма. Только после этого вагон выпустили на улицы Барнаула для обкатки.
"Согласно правилам технической эксплуатации, обкатка нового подвижного состава на линии должна составлять не менее 50 км", – говорится в ролике.
В центре вниманияКстати, в первый свой полноценный рейс трамвай отправился 27 августа прошлого года. А до этого его появление во время тестовой обкатки заметили горожане, о чем они тут же сообщили в социальных сетях. Трамвай тогда сфотографировали в районе пересечения улиц Малахова и Взлетной – как раз неподалеку от депо №3, в ремонтном цехе которого тот "ночует" последнее время.
После он "светился" и в других частях города, в том числе на улице Попова (в районе Павловского тракта) и на площади Октября. Отметим, что ездит он довольно тихо и совсем не стучит колесами, как старенькие "Татры". Как отметил автор ролика, тележка легко "сглатывает" неровности трамвайного пути. Ее, к слову, изготовили на барнаульском предприятии "Мэтр". Здесь же разработали собственный тяговый редуктор, муфту соединения с колесной парой, тормозной механизм и т. д.
А вот внутренняя отделка выполнена красноярскими партнерами. Ее, как и борта вагона, изготовили из алюминиевых деталей, говорится в фильме. Материал оказался прочнее и практичнее пластиковых элементов и не издает характерный скрип во время движения, заметил Максим Раевский.
Салон оборудован кондиционером, мультимедийной системой, USB-разъемами для зарядки телефонов, выдвижной аппарелью для маломобильных граждан и местом для коляски. Кабина для водителя, возможно, будет дорабатываться, ведь пока вагон считается прототипом. О ней известно не так много – лишь о том, что ее оснастили современным оборудованием.
Девять водителей для нового трамваяВо время обкатки проводилась стажировка водителей на этот вагон. С новым трамваем детально ознакомились девять вагоновожатых. В канун Нового года, 31 декабря 2024 года, электротранспорт "выкатал необходимые километры". К тому времени все замечания были устранены, а сам прототип максимально приблизился к собственному идеалу.
"На сегодняшний день вагон обкатан и сертифицирован. Заинтересованность в нем есть. Естественно, есть и шероховатости, которые, скорее всего, будут учтены и сглажены в дальнейшем, при создании следующего экземпляра", – пояснил "Толку" Максим Раевский.
Как рассказал "Толку" Максим Раевский, материал для фильма про первый трамвай барнаульской сборки он собирал около года. Съемки начались в апреле 2024-го и завершились в январе 2025-го. После сборки, будучи водителем, он наматывал первые в "жизни" вагона километры по рельсам. Причем выбор на Раевского пал далеко не случайно. Он более 30 лет работает в сфере общественного транспорта, имеет богатый опыт работы в ГЭТ и знаком с деятельностью электротранспортных предприятий 50 городов России. Интерес к транспортной теме не ограничен только рабочими вопросами. Максим Раевский регулярно собирает и выкладывает на разных интернет-площадках контент, посвященный транспортной тематике.