Толк новости
Общество |

Шок или крутой шаг. Политики и общественники края – о выплатах беременным школьницам

В обществе нет единого мнения по поводу материальной поддержки забеременевших школьниц, но в моральной помощи им не отказывают многие известные в крае люди
Читать в полной версии ➔

В регионе активно обсуждают недавний приказ краевого минсоцзащиты о выплатах юным мамам – он гарантирует единовременную помощь в 100 тыс. рублей забеременевшим девушкам, обучающимся по очной форме. Речь не только о студентках, но и о школьницах – именно этот пункт ожидаемо вызвал бурные дискуссии о моральной и правовой стороне раннего материнства. "Толк" узнал, что об этом думают политики, общественники и обычные жители края.

На выплату могут рассчитывать девушки с российским гражданством, проживающие в Алтайском крае и состоящие на учете по беременности. Срок должен быть не менее 12 недель. Приказ минсоцзащиты введен "задним числом" и распространяется на правоотношения, возникшие уже с 1 января 2025 года.

Евгения Боровикова, депутат АКЗС:

– Во-первых, у нас запрещены законом и уголовно караются действия сексуального характера с несовершеннолетними. Второй момент – у нас есть такое понятие, как педофилия, которое тоже здесь можно "приплести". Третий момент – ну ладно, я понимаю поощрение студенток вузов, уже совершеннолетних, которые хотят создать семью, – тогда возможно это стимулирование молодых семей. Но поощрять беременных школьниц? А образование? Они сейчас должны окончить школу, обучиться, проложить себе путь в будущее, но никак не беременеть.

Я возмущена до предела! У нас есть неблагополучные семьи, которые цепляются за каждую копеечку, есть матери, которые, извините меня, не в своем уме и будут заставлять своих дочерей беременеть и рожать. Ну не тем способом повышаем демографию! Я так считаю, что это откуда-то сверху "ветер дует", и регионы начинают это воплощать у себя на территории. Но я категорически против. Я буду писать в прокуратуру Алтайского края, чтобы проверить данный приказ на соответствие федеральным законам.

Так называемый "возраст согласия" в России начинается с 16 лет. Уголовным кодексом РФ (статья 134) предусмотрена ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим этого возраста, независимо от того, было ли оно по обоюдному согласию.

Ася Майорова детский психолог, журналист:

– Я считаю, что это очень крутой шаг со стороны государства. Даже не в плане финансовой поддержки, а в том, что таким решением оно показывает, что лояльно относится к такой категории наших граждан. Потому что сейчас, если у несовершеннолетней наступает беременность, она как бы выпадает из "признанного" социума – это воспринимается как что-то непотребное, неправильное, "принесла в подоле". И несмотря на то, что все мы такие толерантные, готовые понять друг друга, тем не менее к ранней беременности отношение такое.

То, что сейчас официально будет выплачиваться матпомощь, прекрасно, потому что, когда ты рожаешь ребенка, денег действительно требуется очень много. Если ты неработающая, то непонятно, как выживать. А если ты школьница и тебя еще и не поддерживает семья, то ты вообще никому не нужна. Чтобы дальше не разочароваться в людях, не озлобиться, продолжать любить ребенка, получать образование и работать, становиться человеком, на которого уже косо никто не будет смотреть, – на это нужен такой сильный характер!

У меня по этому поводу есть личная история: моя свекровь родила моего мужа в 16 лет. Она осталась без подруг, от нее все отвернулись, она была вынуждена уйти из школы. Это был очень трудный путь, но она его достойно преодолела благодаря тому, что ее поддержали обе семьи. Поэтому, мне кажется, это очень хорошая мера со стороны государства. А на возражения из разряда "сейчас все начнут рожать" можно ответить, что и наркоманов бесплатно лечат. Но ведь это не означает, что все станут наркоманами.

Виталий Еременко, учитель истории и обществознания, депутат молодежного парламента региона:

– Это очень неоднозначное решение. С одной стороны, есть определенный плюс, потому что встречаются случаи, когда школьницы или абитуриентки попадают в такую щекотливую ситуацию, и лишней материальная поддержка не бывает.

Но, с другой стороны, мы живем в период, когда многие ценности размываются, и некоторые товарищи, сильно не задумываясь, могут начать на этом зарабатывать, чтобы реализовать свои сиюминутные желания из разряда "хочу новый навороченный телефон".

В лучшем случае человек воспитает этого ребенка и все будет замечательно. Но где гарантия, что 16-17-летняя девочка серьезно отнесется к этой социальной роли, воспитает будущего гражданина, а не сделает так, что он будет плыть по течению, пополнит группу риска в качестве хулигана или того хуже? Как минимум человек должен завершить образование, сформировать свои взгляды, чтобы ступить на новый уровень уже с определенным багажом. В 16–17 лет некоторые даже определиться не могут, куда они дальше пойдут, не могут выбрать предмет для ОГЭ и начать нормально готовиться к экзамену, не говоря уж о том, чтобы стать родителями.

Наталья Земцова, гендиректор компании "Магия трав", председатель комитета по развитию семейного предпринимательства Алтайской торгово-промышленной палаты:

– Мы же понимаем, какие демографические вызовы стоят перед нами. Поэтому, если эта мера каким-то образом поможет решить глобальную задачу, я только за. Вопрос сложный. Но я, наверное, из женской солидарности, из общечеловеческих побуждений всегда буду на стороне женщины, девушки, молодой девочки – пусть это даже школьница, которая столкнулась с такой ситуацией. По крайней мере, пока мне в голову отрицательные моменты не приходят.

Мне кажется, мы все должны не допустить прерывания беременности, потерю ребенка, поэтому нужно поддержать женщину в любом возрасте, особенно в юном. Потенциал русской женщины безграничен. Мы знаем примеры совмещения учебы и работы – и ребенок реализации в жизни не помешает вообще никоим образом. Наоборот – он даст стимул и мотивацию. Предназначение женщины — в материнстве, и чем старше я становлюсь, тем больше в этом убеждаюсь.

Анна Стародубцева, фотограф, предприниматель, мама четырех дочерей:

– Не дай бог, чтоб мой ребенок забеременел в школе! Я, конечно, с ними провожу регулярные беседы, и дети у меня адекватные. У меня шок от такого решения, честное слово! В принципе государственная поддержка – это прекрасно. Но я боюсь второй стороны медали – люди ради денег готовы у нас в России-матушке на все. Я сама знаю людей, которые рожают ради них, а здесь уже со школы тебе дают шанс начать что попало творить. А вдруг случится такой вариант: 12 недель "исполнилось", девочка получила все выплаты и пошла на аборт или спровоцировала выкидыш?

Мы на днях разговаривали с дочерьми. Я им сказала: "Вы сейчас взрослеете на 5 лет быстрее". Моей старшей дочери скоро исполнится 18, а по поведению ей уже как будто 21. Обороты ускоряются, доступность информации повышается – глаз да глаз нужен за детьми, но, конечно, в меру, иначе будет еще хуже. Я как мать хочу, чтоб мои дети получили высшее образование и создали полноценную семью – именно в таком порядке. Я придерживаюсь традиционных устоев.

Светлана Литвинова, председатель совета краевой общественной организации "Много деток – хорошо":

– Здесь мы не будем вдаваться в Уголовный кодекс и не будем осуждать. Во все времена были такие девочки – одна на выпуск, одна на школу, которые рано выходили замуж. И это не означает, что все, глядя на нее, побегут замуж, это же не массовое явление. В восьмидесятые годы, когда я обучалась в школе, у нас была такая девочка – она до сих пор живет с этим мужчиной, родила прекрасного сына, который уже вырос и сам стал хорошим семьянином. Ну вот так случилось. И если бы была поддержка на тот момент еще и финансовая, ей было бы легче.

Если девочка попала в трудную жизненную ситуацию, не было рядом взрослых, которые бы подсказали, помогли, – почему мы должны ее судить? Главное, чтобы этот ребенок оказался потом в семье. Может быть, нужна работа с родителями этой девочки, чтобы они приняли ее, ведь бывает и так, что их выгоняют из семьи. Если так получилось, пусть лучше будет помощь.

"Толк" также направил официальный запрос в министерство социальной защиты края с просьбой рассказать о правовых особенностях назначения пособия и ожидаемом социальном эффекте от него.

По информации детского омбудсмена края Ольги Казанцевой, в 2024 году в регионе родителями стали 170 несовершеннолетних девочек и 12 мальчиков.

Читать в полной версии ➔