"Убыточные контракты": экс-депутат АКЗС Николай Данилин выступил в суде
В Центральном районном суде Барнаула продолжается рассмотрение громкого дела о мошенничестве с госконтрактами на содержание дорог. Пока обвинение говорит о преднамеренной схеме сокрытия дефектов; оказавшийся на скамье подсудимых бывший депутат краевого парламента Николай Данилин утверждает, что его предприятие потеряло на выполнении этих контрактов почти 185 млн рублей.
Кто кого штрафует?В Центральном районном суде краевой столицы прошло очередное заседание по делу о мошенничестве в особо крупном размере, совершенном организованной группой с использованием служебного положения. Напомним, на скамье подсудимых оказались четыре должностных лица дорожных организаций, а также экс-директор "Барнаульского ДСУ-4", экс-депутат АКЗС Николай Данилин.
По версии следствия, организованная группа систематически подготавливала и утверждала акты приемки работ, не отражая в них либо указывая не в полном объеме выявленные дефекты дорожного содержания. Преступная схема могла принести участникам более 37 млн рублей.
На заседании, прошедшем 8 сентября, суд предоставил слово "главному" обвиняемому – экс-депутату Николаю Данилину. Бывший парламентарий выступил с достаточно длительной и подробной речью, в которой пояснил, что в течение 10 лет занимал должность директора барнаульского ДСУ, а также рассказал о некоторых нюансах заключенных контрактов.
Так, например, по его словам, взаимодействие между "ДСУ-4" и Упрдор "Алтай" по большей части велось на уровне заместителей руководителей и начальников отделов. Также Данилин рассказал, что из-за большой протяженности обслуживаемых дорог возможности выполнять весь комплекс работ по содержанию дорог исключительно своими силами ни у одной из организаций, действующих в крае, нет.
В связи с этим условиями государственных контрактов была предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций с уведомлением об этом заказчика, чем и пользовалось ДСУ-4. По словам подсудимого, в случае выявления недостатков Упрдор "Алтай" имел право наложить на "ДСУ-4" штрафные санкции, выражающиеся в снижении стоимости ежемесячной оплаты. Те в свою очередь аналогичные санкции могли выставить своим субподрядчикам, однако это не было взаимосвязанными процессами.
"Сотрудниками "ДСУ-4" осмотр обслуживаемых субподрядными организациями участков автомобильных дорог производился три-четыре раза в месяц. Осмотр автомобильных дорог сотрудниками Упрдор "Алтай" производился один раз в месяц. Таким образом, количество выявленных нарушений у генподрядчика и у субподрядчика могло быть различным. То есть выявленные в начале месяца нарушения могли быть устранены субподрядчиками к концу месяца <..> соответственно, это не вело к снижению оплаты по договору между Упрдор "Алтай" и "Барнаульским ДСУ-4", – пояснил Данилин.
Работали в убыток себе?Подсудимый также отметил, что стоимость договоров с субподрядчиками периодически возрастала, однако дополнительное финансирование со стороны заказчика на эти цели не выделялось. Упомянул Данилин и непредвиденные обстоятельства в виде ковида и начала СВО, из-за которых, по его предположению, поднялись цены на материалы, а также не был произведен ремонт участка дороги А-321, что также сказалось на росте затрат со стороны ДСУ.
Как отметил экс-депутат, на обслуживание дорог организация потратила больше, чем было получено от заказчика. По подсчетам Данилина, убыток составил около 184,5 млн рублей.
Отвечая на резонный вопрос судьи о целесообразности заключения настолько невыгодных контрактов, Данилин пояснил, что основную часть выручки предприятие получало от другой деятельности: строительства и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, производства и реализации асфальтобетона, оказания услуг в дорожно-строительной лаборатории, а также сдачи техники в аренду. Кроме того, по словам подсудимого, предугадать, что контракт "уйдет в минус", было невозможно.
"Следует отметить, что ежемесячные оплаты по государственным контрактам были предусмотрены равномерно. В то время как ежемесячные суммы оплат подрядным организациям в различные месяцы могли быть как меньше, так и значительно больше. Это связано с необходимостью выполнения части объемных работ только в летний период", – сообщил подсудимый, также добавив, что заказчик предупреждал его об этом нюансе и необходимости иметь средства для оплаты договоренностей с субподрядчиками. На предприятии, по словам Данилина, такой "финансовый запас" называли резервом, и формировался он из нескольких источников доходов.
Данилин также рассказал суду, что, помимо прямых расходов на исполнение контрактов по содержанию автомобильных дорог, предприятие несет и другие расходы — например, на заработную плату сотрудникам, расходы на содержание зданий, транспорта и техники, а также на средства связи. При этом, по его словам, могли возникать ситуации, когда фактически денежных средств на счетах ДСУ-4 было меньше, чем требовалось.
"В таком случае предприятие привлекало заемные денежные средства с пониманием того, что в последующие месяцы резерв законным образом пополнится и кредиты будут возвращены", – подчеркнул Данилин, заявив также, что в период своей деятельности директором действовал исключительно в интересах общества.
Перед окончанием заседания судья уточнил, желает ли Данилин выразить свою позицию по поводу виновности в инкриминируемом преступлении. Однако, как и на прошлом заседании, экс-депутат отказался что-либо говорить на этот счет, ограничившись одним словом "позднее".