Абрамов спрашивает: почему в Бийске сложился трамвайный кризис
Директор МУП "Бийскгортранс" Евгений Беляев стал очередным гостем программы "Абрамов спрашивает" с депутатом АКЗС, генеральным директором "Сибирской медиагруппы" Андреем Абрамовым, пишет "Бийский рабочий". Медиаменеджер и руководитель МУПа обсудили, может ли вообще транспортное предприятие быть прибыльным.
Сейчас, по словам Евгения Беляева, долгов у предприятия нет. Основная задолженность начинает складываться с приходом холодов: расходы и на отопление, на электроэнергию, поскольку чисткой от снега и льда трамвайных путей предприятие занимается самостоятельно.
"В плюс мы не можем работать, потому что наш плюс — это минус у потребителя, у пассажира. Муниципальное предприятие не может себе такое позволить. Но привести возмещение бюджета к нулю, в принципе, наверное, задача, которую можно было бы решить", – говорит Евгений Беляев.
Для этого нужно провести глубокий анализ и серьезный набор мероприятий по общей схеме движения транспорта в городе.
Директор "Бийскгортранса" уверен, что предприятие не зарабатывает, поскольку параллельно трамвайной ветке идут автобусные маршруты.
"Должна быть организация, должны быть понятные потоки: кто, на чем и сколько зарабатывает. А когда вдоль трамвая ездит автобус, мы понимаем, что это и есть основная причина убытка", – считает Беляев.
Он уверен, что никакую транспортную схему заново разрабатывать не нужно. Она уже есть – КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения). Этот и другие документы прописывают концепцию перемещения бийчан внутри города.
Тут же руководитель МУПа говорит, что фундаментально основы имеющейся схемы были заложены еще в 1970-х годах. Понятно, что за это время город разросся: одним из самых густонаселенных районов стал Зеленый Клин, строится микрорайон 16а и так далее.
Сегодня на линию в Бийске ежедневно выходит 24-25 вагонов при потребности в 44. Именно столько нужно городу с учетом численности населения и протяженности маршрутов.
Андрей Абрамов и Евгений Беляев проходят по трамвайному парку. Вид у вагонов удручающий: краска с кузовов отслоилась, сквозь покрытие полов виднеются рельсы, сами трамваи гремят и раскачиваются на ходу.
"Сколько же поколений выросло и состарилось в этих трамваях. Их состояние постоянно обсуждается. Вот мы стоим в вагоне, который, наверное, не самый плохой, но я бы хотел ездить в трамваях, которые поуютнее. Сколько стоит отремонтировать вагон?" – спрашивает Андрей Абрамов.
Оказывается, с учетом замены агрегатов во всех тележках, замены проводки и привода, ремонта кузова, замены обшивки, кресел и прочих мероприятий стоимость работ составляет около 30 млн рублей.
"И это при том, что стоимость абсолютно новых трамваев в последние годы заметно снизилась. Купить вагон сегодня можно за 45-50 млн рублей, хотя раньше их стоимость доходила до 90 млн рублей", – приводит данные руководитель предприятия.
Когда Бийск сможет увидеть новые вагоны на линии, Евгений Беляев ответить не смог. Вопрос сложный, потому что новый трамвай – это новая инфраструктура, говорит он.
"У нас сегодняшнее состояние инфраструктуры – гнилые шпалы, рельсы, тяговые подстанции, которым уже много лет… Это все равно, если бы на новой машине поехали по старой убитой дороге", – сравнил Беляев.
Андрей Абрамов предлагает директору МУПа задуматься: была ли бы принципиально другой работа предприятия, будь его формой собственности ООО.
"У МУПа свои обременения, жестко регламентированные. Даже с точки зрения зарплаты. Есть сетка. Я никому не могу заплатить больше или меньше. В коммерческой организации все гораздо проще: этому – зарплату выше, потому что он нужнее, а этому – поменьше. Разница во всем: в форме закупа, в форме отчетности, в форме субсидирования. Но взять и сказать, что лучше – ООО или МУП, – сложно", – говорит Евгений Беляев.
В пример приводит работу автоперевозчиков, на которых тоже жалоб много. Однако какие-либо резкие шаги в пересмотре экономической политики директор "Бийскгортранса" отрицает: уверен, может быть гораздо хуже с точки зрения общественной полемики – как при закрытии маршрута №7.
"Утром ни один транспорт единовременно не вывезет такое количество людей, как трамвай. Это самый стабильный транспорт. Своя полоса дает приоритет перед всеми. И оставлять один из районов города без ГЭТа (городского электротранспорта. – Прим. ред.) я бы не рискнул", – отметил Беляев.
На вопрос, решился бы он на переход в это предприятие, зная, как обстоят здесь дела, руководитель ответил однозначно — да.
"Но пока не попробуешь, не поймешь, не почувствуешь, тем более все упирается в финансы. В 2022–2023 годах было попроще. Тогда нам хватало на шпалы, на покраску, а сегодня – только на зарплату, налоги и энергетику. Я не хочу сказать, что на нас не обращают внимания: вот – купили шпалы. Но так или иначе, рост издержек колоссальный", – объяснил он.
При этом почти по соседству есть примеры, где трамвай удалось не только сохранить, но и вывести на совершенно иной уровень. Евгений Беляев отметил Новокузнецк, где абсолютно новые троллейбусы и достаточно свежие трамваи из Москвы. В город отдали большое количество транспорта по программе "Чистый воздух".
"Мы тоже пытались зайти в этот проект, но вошло только 10 городов. И там произошла "революция" городского электротранспорта: если до этого они тоже были банкротами, то в настоящее время у них идет восстановление, строят новое кольцо. Впечатляет", – резюмировал он.