Толк новости
Общество |

Спустя четверть века: суд вынесет вердикт по шокирующему делу "барнаульского маньяка"

Дело, насчитывающее 11 кровавых эпизодов и 69 томов, стало одним из самых резонансных в истории Алтайского края и наконец подошло к своей кульминации после полутора лет судебного процесса
Читать в полной версии ➔

1 октября, как ожидается, станет кульминацией одного из самых резонансных уголовных дел за последние 25 лет: в краевой столице будет вынесен приговор предполагаемому "барнаульскому маньяку" Виталию Манишину. Судебный процесс над ним шел почти полтора года, а расследование резонансных убийств, в которых его обвиняют, и вовсе длилось больше двадцати лет. В преддверии оглашения окончательного вердикта предлагаем вспомнить все ключевые этапы этого долгого и сложного дела.

От 1989-го к роковому лету 2000-го

Первой жертвой Виталия Манишина следствие считает 17-летнюю Людмилу Обидину. Девушка пропала в селе Зеленая Дубрава в 1989 году. Как выяснила милиция, накануне она познакомилась с группой молодых людей и провела с ними некоторое время на природе. Уже тогда Виталий Манишин попал в поле зрения правоохранителей – он был последним, кто видел исчезнувшую.

Более того, именно с ним девушка осталась наедине, когда вся остальная компания отправилась за спиртным. Однако тогда улик против Манишина не обнаружили. В милиции парень уверял: девушка отправилась домой. Останки Людмилы в лесополосе обнаружат через год, однако это не поможет следствию раскрыть ее убийство.

Спустя десять лет в Барнауле пропадут без вести три девушки: 21-летняя уроженка Тывы Чодураа Ооржак, выпускница Алтайского медицинского университета 27-летняя Светлана Филипченко и 25-летняя Наталья Бердышева. Первая из пропавших планировала поступать в политехнический вуз, две другие находились в поисках работы. Несмотря на то, что девушки пропали при схожих обстоятельствах, в одну серию преступлений эти происшествия тогда еще не объединят.

Спустя год исчезновения девушек продолжатся. Одна за другой в Барнауле пропадут без вести несколько несовершеннолетних абитуриенток: Юлия Техтиекова, Лилиана Вознюк, Ольга Шмакова, Анжела Бурдакова и Ксения Киргизова. Всех их в последний раз видели в политехническом вузе либо рядом с ним. Этим же летом в Барнауле пропадут еще два человека: приехавшая подавать документы в местное ПТУ Елена Анисимова, а также 53-летняя жительница Романовского района Валентина Михайлюкова, которая сопровождала дочь, поступавшую в Аграрный университет.

О том, что в Барнауле может орудовать маньяк, затрубят из всех утюгов лишь в августе, после пропажи последней жертвы душегуба – Ксении Киргизовой. Народная молва начнет нести: исчезновения девушек и женщин замалчивались, чтобы не будоражить город. В адрес местных властей и милиции посыплется критика: многие решат, что своевременное информирование населения могло бы предотвратить череду пропаж. Так или иначе, в следующие несколько месяцев газеты запестрят заголовками: "барнаульский маньяк", "кровавый ректор", "политеховский убийца", а общественность начнет требовать найти и наказать виновного.

Страшные находки

На расследование преступлений бросят все силы. Даже соберут специальную группу из сотрудников ФСБ, УВД и прокуратуры края. Версии будут отрабатываться разные: от похищения маньяком и рабства до случайных знакомств и побега. Но очень скоро станет ясно, что пропавших уже нет в живых. Первую страшную находку обнаружат в начале сентября – в районе барнаульского поселка Южного найдут вещи Ксении Киргизовой. Местность вокруг прошерстят. Однако никаких зацепок это не даст и с мертвой точки дело не сдвинет.

Тем временем на телефон доверия милиции поступит анонимный звонок. Женский голос назовет имя человека, которого считает причастным к пропажам девушек, – Виталия Манишина. Зацепку проверят, однако достаточного внимания ей не уделят, что, впрочем, неудивительно: в связи с ажиотажем вокруг дела на телефон доверия в то время обрушивались тысячи звонков и сообщений о подозрительных лицах.

В октябре того же года в Калманском районе, недалеко от трассы, обнаружат останки девушки. В ходе осмотра местности вокруг найдут еще тела. Сомнений в том, что пропавшие девушки и женщины стали жертвами маньяка, не останется. Примечательно, что в это время имя Манишина появится в деле второй раз, теперь уже в качестве понятого. В тот день у правоохранителей сломался автомобиль. По какому-то невероятному стечению обстоятельств именно Манишина попросили сначала подвезти сотрудников до места, а потом и поставить свою подпись в протоколе.

В Барнаул отправят генпрокурора России Владимира Колесникова, который сразу же сделает громкое заявление: маньяк будет пойман через 10 дней. Вскоре объявят о задержании подозреваемого – продавца с одного из местных рынков Александра Анисимова.

На него якобы указали некие свидетели. Мужчину вывезут в один из домов на улице Георгия Исакова для следственного эксперимента. Там он выпадет из окна лестничной клетки между восьмым и девятым этажами. Других подозреваемых у следствия так и не появится, а массовые пропажи девушек прекратятся. История затихнет на долгие годы.

Двадцать с лишним лет спустя

К делу об убийстве Людмилы Обидиной следователи вернутся спустя три десятилетия после ее трагической гибели. В рамках работы по раскрытию преступлений прошлых лет они вновь перепроверят все обстоятельства дела, и Манишин из свидетеля станет подозреваемым. Вскоре он даст признательные показания, причем не только по делу 1989 года, но и по убийствам девушек и женщин в 1999 и 2000 годах. Всего Манишину предъявят обвинения по 11 эпизодам.

"Звезды сошлись, нашлись те оперативники, которые по-новому посмотрели на это дело, под другим углом, с новыми криминалистическими навыками. К тому же за это время в оперативно-разыскной деятельности и деятельности с серийными преступлениями сделали шаг вперед по методологии. Поэтому это позволило нам подойти к раскрытию преступления иначе", – комментировал расследование врио начальника ГУ МВД Марк Левин.

По версии следствия, в роковой вечер 1989 года, когда Людмила Обидина осталась наедине с Виталием Манишиным, тот захотел вступить с ней в интимную связь, однако девушка начала сопротивляться. Тогда, как полагают правоохранители, он убил ее и спрятал тело.

Спустя 10 лет, считает следствие, он убивает вновь – на этот раз девушку в Барнауле. После чего начинает совершать преступления по одной схеме: сначала предлагает помочь с поступлением или трудоустройством, потом отвозит в лесополосу и уже там расправляется с жертвой и прячет тела в овраге. В большинстве случаев мотивом преступника было сексуальное насилие. И лишь Михайлюкову, по данным следствия, Манишин убил ради денег. Как такового похищения не было: девушки и женщины, не подозревая подвоха, добровольно садились в машину.

Как отмечал Иван Зеленский, работавший в то время следователем по этому делу, Виталий Манишин производил на людей хорошее впечатление и даже располагал к себе:

"Это достаточно грамотный, образованный человек, который производит хорошее впечатление. У него высшее образование, ранее он занимал достаточно высокую должность в муниципальных органах власти. Он умеет хорошо говорить – у него прекрасно поставленная речь. Умеет формулировать вопросы и правильно отвечать на вопросы, заданные ему", – рассказывал следователь.

По версии правоохранителей, тогда, в 2000 году, шумиха, поднятая вокруг пропажи абитуриенток, испугала преступника. После гибели подозреваемого на тот момент Александра Анисимова злодей решил затаиться. И если бы не неустанная и кропотливая работа следователей, проделавших огромный труд над старыми, нераскрытыми преступлениями, это дело могло бы навечно остаться самой темной и неразгаданной главой в криминальной истории Алтайского края.

Несмотря на то, что Манишин дал признательные показания и подтвердил их в ходе следственных экспериментов, односельчане в его виновность поверят не сразу: с виду нормальный человек, да и должности он занимал приличные – был главой сельсовета, а затем и замглавы районной администрации. Вот только в личной жизни не всегда везло. Первый брак Манишина распался. Второй, с жительницей села Шадрино, оказался удачнее – с ней мужчина прожил вплоть до ареста.

69 томов уголовного дела

Поскольку преступления были совершены на территории Калманского района, рассматривать громкое уголовное дело выпало местному суду. Процесс стартовал в июне 2024 года. В село, где Манишин ранее трудился в администрации, теперь его привозили под конвоем, в наручниках, каске и бронежилете. Все заседания по существу проходили в закрытом режиме, однако некоторые детали все же известны.

Так, например, сообщалось, что уголовное дело насчитывает 69 томов. Судом были опрошены десятки людей: родственники и знакомые жертв, абитуриентки политеха, поступавшие в вуз в один год с убитыми, а также другие свидетели, в том числе "общие", т. е. не относящиеся к конкретному эпизоду. Последних оказалось 50 человек. Не все из них присутствовали очно – за два десятка лет многие разъехались по другим странам и городам.

На рассмотрение каждого эпизода уходило от одного дня до пары недель. И только в январе 2025-го очередь представить свою версию событий перешла к стороне защиты. Адвокат Манишина ходатайствовала о допросе нескольких десятков свидетелей, на поиск которых у суда ушло определенное время.

К своему финалу процесс подошел лишь ближе к концу лета. Тогда на этапе прений прокуратура озвучила итоговую позицию: вина по всем инкриминируемым преступлениям доказана, а подсудимый заслуживает самого строгого наказания из возможных – 25 лет лишения свободы с отбыванием первых семи лет в тюрьме, а оставшегося срока – в исправительной колонии строгого режима. Сколько в итоге назначит суд, станет известно уже сегодня.

Читать в полной версии ➔