Толк новости
Общество |

Вглядываясь в бездну: что и как снимают в крае астрономы-любители. Фото

В крае набирают популярность астрокружки под открытым небом, действует несколько любительских обсерваторий, где энтузиасты "охотятся" за кометами, галактиками и размышляют о нашем месте в космосе
Читать в полной версии ➔

Алтайский край – не самое благоприятное место для астронаблюдений по степени засветки ночного неба и, конечно, не сравнится с "эталонной" пустыней Атакама в Чили, где стоят одни из самых крутых в мире телескопов. Но и у нас есть энтузиасты, способные запечатлеть великолепие Вселенной. По случаю Всемирной недели космоса "Толк" узнал, что реально увидеть в телескоп в Барнауле, как много часов уходит на съемку соседней галактики и сколько стоит построить собственную обсерваторию.

Всемирную неделю космоса отмечают ежегодно с 4 по 10 октября в честь запуска первого искусственного спутника Земли и подписания международного договора о космосе. Кальмар с Сигарой

Первое относительно близкое знакомство с небом у Ивана Кузнецова случилось в 15 лет: юноша изучал Луну в отцовский нивелир – инструмент для геодезических измерений. Так интерес постепенно перерос в увлечение астрофотографией: снимки глубокого космоса Иван делает в собственной обсерватории в Горняке.

Несмотря на любительский "статус", сконструировано в ней все достаточно профессионально: есть купол с механизмами автоматического вращения, телескоп с 450-кратным увеличением и большой комплект разных "примочек".

"Телескоп – это передающая система, она сама не видит. Видит прикрученная астрокамера. Установлено поворотное устройство на телескопе, чтобы камера сама вращалась. Объекты же расположены по небу в разных проекциях – кто-то больше по часовой развернут, кто-то – против часовой. Чтобы этого хаоса не было и на фото они стояли ровненько, например по центру, и нужно это устройство. Есть так называемый гид – это маленький телескопик на большом, который не дает ему "дергаться"", – перечисляет некоторые элементы "начинки" Иван.

Телескоп, как известно, машина времени: свет, который он собирает от далеких объектов Вселенной, шел до Земли тысячи и миллионы лет, потому туманности, галактики и прочие чудеса мы видим в прошлом.

Домашние аппараты воспринимают небольшой диапазон волн, но при помощи специальных приспособлений тем не менее могут "достать" до очень далеких времен: например, сейчас Иван занят съемкой галактик М-81 и М-82 (известной как Сигара), которые находятся от нас примерно в 12 млн световых лет.

Сделать моментальную фотографию таких космических "древностей" не выйдет: астрокамера создает серии снимков с суммарной экспозицией в десятки часов.

"Я использую узкополосные фильтры для съемки объектов глубокого космоса. Все, что видите на картинках, – это диапазоны длин волн свечения водорода, кислорода и серы. Сейчас, например, я собрал около 30 часов от туманности Кальмар – это, кстати, очень мало, надо еще примерно столько же. Дело в том, что она очень слабая, так как светится в линии кислорода. А кислород – один из самых "трудных" элементов, который мы можем заснять через телескоп, – его очень мало, и от него очень блеклое свечение", – делится астрофотограф.

Туманность Кальмар находится в созвездии Цефея на расстоянии 2,3 тыс. световых лет от Земли. Предполагается, что она образована выбросом вещества из тройной звездной системы.

Для хорошей картинки также нужны фильтры, убирающие "грязь": по сравнению с Барнаулом в Горняке не такая сильная засветка, но положение все равно далеко от идеала. Иван посчитал, что небо над его домом можно оценить на 5 баллов из 9 по специальной шкале Бортля. В самом эталонном для космических наблюдений уголке планеты, в пустыне Атакама, это значение равно единице.

Сейчас в Чили строится самый большой в мире наземный аппарат для космических наблюдений под названием "Чрезвычайно большой телескоп", с диаметром зеркала почти 40 метров. Там же действует система из 8 аппаратов под названием "Очень большой телескоп", считающаяся одной из самых передовых в мире.

То, что получилось, затем обрабатывается и сводится воедино на компьютере – это называется стекирование.

"Есть программы для обработки изображений. Например, они обрабатывают сто кадров, убирают ненужные, делают стек. А потом уже ты с этим стеком начинаешь работать – вытягивать из него изображения, убирая шум, грязные пятна. Телескоп тоже не идеально чистый: если пылинка туда попала – это все будет видно. Иногда пролетают спутники, Starlink, и все изображение получается в полосках. Очень много кадров выбрасывается", – поясняет собеседник.

Увлечение по зубам

Укомплектованность своей обсерватории Иван оценивает на 90%. За последние три года он вложил в нее около 1 млн рублей, и это еще не предел: чтобы обозревать больше и видеть дальше, любитель хочет собрать более мощный и совершенный телескоп.

Во-первых, у него будет другая конструкция – не просто труба с объективом, а так называемая ферма, состоящая из множества трубок, для более жесткого крепления конструкции.

Во-вторых, в аппарате будет зеркало большего диаметра с улучшенными характеристиками, которое, соответственно, позволит поймать больше света.

"От качества стекла многое зависит – оно может расширяться, сужаться из-за перепадов температуры. Соответственно, меняется оптический путь: мы можем смотреть в одну точку, а потом бац – температура на пять градусов упала, и вместо точки у нас размытое облако. Сейчас мне из Москвы должны прислать ситалловые стекла – у них минимальное расширение при температурных колебаниях. И там уже апертура будет намного больше, 350 мм. У меня сейчас 254 мм – это максимум, что могли из Китая прислать", – делится Иван.

Иван шутит, что поддерживать столь дорогостоящее увлечение ему во многом помогает основная профессия: днем, когда не надо смотреть в телескоп, астрофотограф руководит собственной стоматологической клиникой.

Поймать комету за хвост

Еще один человек, который не спит ночами ради эффектных кадров, на ура расходящихся по местным и не только пабликам, – Олег Петров. Его по праву можно назвать одним из "патриархов" астрофотографии в крае. Его наставником, в свою очередь, был известный в Барнауле художник и астроном-любитель, фронтовик Михаил Левченко. Собственно, свою обсерваторию на даче под Новоалтайском Олег Петров и посвятил учителю.

"Обсерваторию я построил к своему 50-летию в 2012 году – такой подарок себе сделал. Абсолютно все делалось своими руками. С тех пор мало-помалу совершенствую. Свой труд особо не оцениваешь в рублях, материалы в то время еще не были столь дорогими, как сейчас. Делал все летом, буквально с утра до вечера там пропадал. Потом даже выпустил видеоролик: "Хочешь похудеть – построй обсерваторию", – вспоминает собеседник.

Олег Петров смотрит на Вселенную "глазами" 280-миллиметрового телескопа, также "нашпигованного" разными устройствами по последнему слову. Энтузиаст снимает как "дальние дали", так и наших соседей по Солнечной системе с хорошей детализацией – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, конечно, спутницу Луну.

Фиксировать планеты, кометы и другие слабосветящиеся объекты астрофотографу в числе прочего помогает аксессуар под названием HyperStar, заказанный специально из Америки, – он увеличивает яркость и сокращает экспозицию.

"В основном я наблюдаю в оптическом диапазоне – то есть то, что видит человек. Ну и немножко ультрафиолета захватываем, немножко ближнего инфракрасного диапазона – это то, что не воспринимает человеческий глаз, а матрица вполне воспринимает, есть у меня для этого специальная камера, чувствительная к ближнему инфракрасному. Скажем, в туманности Конская голова все закрыто пылью, но с помощью этого фильтра слегка какие-то звездочки проясняются", – объясняет некоторые хитрости собеседник.

Конская голова – туманность на расстоянии 1,3-1,5 тыс. световых лет от Земли в созвездии Ориона.

Одна из главных авторских "фишек" Олега Петрова – видеосъемка движущихся комет. В частности, если позволит погода, астроном попробует запечатлеть нашумевшего межзвездного странника 3I/ATLAS, когда тот будет проноситься над Северным полушарием, – об этом объекте в последнее время только и говорят все мировые СМИ.

3I/ATLAS – космический объект, похожий на комету, прилетевший из другой планетной системы. Это третий за всю историю наблюдений подобный межзвездный "пришелец" – после Оумуамуа и кометы Борисова.

"Погода, к сожалению, все портит, небо заволокло. Хотя сейчас очень интересные кометы появились – одна достаточно яркая, Lemmon 6. Она по утрам видна, но скоро вообще будет видимой всю ночь – она вступает в созвездие Большой Медведицы и увеличивает свою яркость. Как только распогодится, постараюсь ее снять, причем, как обычно это делаю, в движении среди звезд – это всегда эффектно смотрится. У меня засветка, конечно, серьезная – как минимум желтая зона получается. Но мне, например, удавалось заснять комету Борисова – она была на тот момент 17-звездной величины, то есть весьма и весьма слабенький объект", – продолжает астрофотограф.

Впрочем, самой своей эффектной работой Олег Петров называет кадры, сделанные задолго до строительства обсерватории, – это было легендарное солнечное затмение 2008 года. На эти съемки любитель даже оформил авторские права.

Дети звезд

Для тех, кто тянется к звездам, но пока не обзавелся своим телескопом, энтузиасты организуют наблюдения под открытым небом – совершенно бесплатно. Вечера "тротуарной астрономии", как их называют, регулярно устраивает Барнаульский планетарий.

Популяризацией космоса активно занимается и сообщество "Наблюдательный Барнаул" во главе с лектором планетария Владиславом Токаревым. Проект появился 3,5 года назад и быстро набрал популярность: люди активно следят за анонсами наблюдений, которые, как правило, привязаны к конкретному астрономическому событию – например, недавно барнаульцы любовались "кровавой" Луной.

Кстати, для того чтобы рассмотреть красоту космоса, далеко не всегда нужны "дальнобойные" инструменты.

"Не все можно наблюдать в телескоп – иногда я пользуюсь обычным туристическим биноклем. Можно даже рассмотреть в него галактики, звездные скопления. Например, галактика Андромеды, скопление Плеяды в созвездии Тельца можно рассмотреть даже невооруженным глазом. Но чем крупнее инструмент – тем, конечно, картинка детальнее", – делится Владислав.

И конечно, астрономы смотрят наверх не только ради живописных картинок, но и для того, чтобы заглянуть вглубь себя.

"Мне всегда хотелось узнать, что там находится за краем небес, за пределами атмосферы. Это расширяет кругозор и позволяет понять, какое мы место занимаем во Вселенной. Когда занимаешься астрономией, понимаешь, что мы – всего лишь песчинка в космосе", – рассуждает Владислав.

"Все мы произошли от звезд – после их взрыва образуются химические элементы, и из них практически все сущее рождается. Ничего нового в этом мире нет особо. Ну и когда смотришь на разную суету, невзгоды, неприятности – думаешь о звездах, о нашей Вселенной, понимаешь, что твоя жизнь – это краткий миг. Настолько краткий, что она его и не услышит. Хотя как знать?" – резюмирует Олег Петров.

Читать в полной версии ➔