Укрепляя связь поколений: как в Алтайском крае развивают патриотическое воспитание
Учить Родину любить – пожалуй, самая сложная и деликатная миссия. Это та область, где любая фальшь губительна, где нельзя сказать – можно только показать, и нельзя заставить – можно только увлечь. Не просто выучить даты, а прикоснуться к живой нити, связывающей поколения, детям помогают педагоги-наставники.
Именно таким проводником, умеющим зажечь искру подлинного интереса, стала для своих студентов Татьяна Белоносова, сотрудник Алтайского промышленно-экономического колледжа. Подробнее о том, как педагогу-наставнику удается реализовывать уникальную методику, в которой патриотизм раскрывается не через назидание, а через вовлечение, – в материале "Толка".
"Наверное, сказалось детство в СССР, – признается Татьяна Белоносова. – Сначала пионерия и октябрята заложили тот нравственный фундамент, те ценности, которые я теперь передаю воспитанникам".
Когда пришло время поступать в вуз, Татьяна выбрала, что называется, "серьезную" профессию. Но душа к ней не лежала. Татьяне хотелось работать с детьми. Доверившись зову сердца, она ни разу не пожалела о том, что тогда так кардинально изменила свою жизнь.
"Еще живя в деревне, я начала работать в местном Доме культуры, заниматься с детьми, готовить мероприятия. И особое внимание, конечно же, уделялось 9 Мая. Мы ходили к ветеранам, помогали им, записывали их истории, рассказы о том, как они воевали. Потом, переехав в город и став руководителем волонтерского отряда в колледже, я продолжила заниматься этим направлением", – рассказывает Татьяна.
Наставнической деятельностью она занимается с 2014 года. Сегодня Татьяна – руководитель волонтерского отряда "Доброволец" в АПЭК и координатор направления "Моя история" в Алтайском региональном отделении Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы".
"Наша миссия – изучение истории через современные интерактивные форматы: квизы, квесты, игровые уроки и образовательные игры. Все наши материалы создаются в сотрудничестве с профессиональными историками, что гарантирует их научную достоверность и глубину подачи. На основании полученной от них информации мы уже сами можем разрабатывать различные игровые формы. Это очень затягивает ребят. Тем более отклик мы получаем только положительный – исторические этапы и личности намного лучше запоминаются через интерактив", – делится Татьяна.
Такой формат работы позволяет подросткам буквально "проживать" исторические события, видеть в героях прошлого живых людей, а в событиях – человеческие истории. Поэтому число волонтеров продолжает расти – подростки ценят и тянутся к тому, что лишено фальши, к подлинным ценностям. Этот год для алтайских Волонтеров Победы стал знаковым. Они начали работу над двумя масштабными темами, раскрывающими роли врачей и железнодорожников в Великой Отечественной войне.
"Мы с ребятами подумали о том, как мало говорится о врачах, спасших в те непростые годы столько жизней. И так совпало, что к нам в руки попала книга о госпиталях, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в Алтайский край. И мы решили сделать об этом проект, сейчас мы его уже запускаем. Это наше коллективное детище, командная работа, в которую каждый вложил частичку себя. А буквально на прошлой неделе мы посетили железнодорожный выставочный центр. И мы снова подумали: как же мало говорится о том, какой вклад внесла железная дорога в Победу. И мы решили, что должны написать еще один проект. Сейчас мы в процессе обдумывания, как мы сделаем это. Я и сама загорелась этим проектом, у меня ведь бабушка-железнодорожница, ей 93 года", – говорит педагог-наставник.
В том, что патриотизм просто необходим современным детям, Татьяна не сомневается. Она отмечает: каждый из нас – часть истории и часть великой Победы, и перечеркивать эту связь мы не имеем права. Как педагог-наставник Татьяна делает все, чтобы укрепить систему патриотического воспитания в регионе и обеспечить преемственность поколений.
Среди ее воспитанников – будущие специалисты по молодежной политике, активисты и победители образовательных конкурсов. Так, Алиса Гальских сегодня работает с молодежью и является депутатом Молодежного Парламента Алтайского края, Софья Ломжина получила звание "Студент года", а многие другие продолжают участвовать в волонтерских инициативах даже после выпуска.
Больше всего Татьяна гордится тем, что воспитанники продолжают ее дело: интерес к истории своей страны и уважение к традициям.
"Главное, что мои студенты становятся личностями. Каждый из них – Человек с большой буквы. И вот это самая огромная награда", – признается Татьяна.
Важность института наставничества отмечают и на региональном уровне. Начальник управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края Ирина Рыбина подчеркивает: это поистине уникальный формат взаимодействия между взрослым и ребенком.
"Такие взаимоотношения наставляют, указывают верный путь в профессиональной и личностной самореализации. Думаю, что это очень важно для любого ребенка, а в особенности для того, кто испытывает жизненные трудности или не может найти любимое дело. По всей стране, в том числе в Алтайском крае, существует множество хороших примеров, когда наставник действительно стал другом, надежным плечом для ребенка. Например, "Движение Первых" и Добро.рф посвятили этому направлению целый проект "Значимый взрослый". Благодаря этой инициативе дети, которым сейчас особенно сложно, видят рядом с собой взрослого, на которого хочется равняться. Это стимулирует на достижения, успехи, вдохновляет ребят на поступки. Наставник становится для них примером для подражания и проводником в совершенно другой мир – мир доброты, взаимопомощи и дружбы", – говорит Ирина Рыбина.