Толк новости
Общество |

Туда и обратно: что нужно знать о реверсивном движении

Заторы в часы пик – головная боль для любого города. Чтобы их разгрузить, на дорогах появляются реверсивные полосы, направление движения по которым может меняться
Читать в полной версии ➔

Реверсивное движение – это особый режим организации дорожного потока, который помогает справиться с пробками в часы пик или во время ремонтов. Хотя встречается оно не так часто, каждый водитель должен четко знать его правила, чтобы избежать аварийных ситуаций и серьезных штрафов. Разбираемся, как правильно ориентироваться на реверсивных полосах, понимать знаки, разметку и избегать нарушений.

Суть и цели реверсивного движения

Реверсивная полоса – это полоса, направление движения по которой может меняться на противоположное в зависимости от ситуации. При этом важно понимать, что она не предназначена для одновременного движения в обе стороны. Переключение режимов происходит по сигналу светофора, команде регулировщика либо в соответствии со специальными знаками, установленными на участке. Главная цель реверсивного движения – возможность гибко управлять потоком, увеличивая пропускную способность дороги в нужном направлении. Однако этот метод неэффективен на участках, где дорога одновременно загружена в обе стороны. Поэтому такой подход применяется там, где транспортная нагрузка неравномерна:

– В часы пик. Например, утром одна полоса может дополнительно работать на въезд в город, а вечером – на выезд.

– При дорожных работах. Когда требуется временно сузить проезжую часть, реверсивная полоса помогает сохранить пропускную способность.

Реверсивное движение редко "работает" постоянно. Обычно это вынужденная и временная мера.

Как работают полосы

Как реверсивное движение работает на практике? Допустим, на дороге три полосы. Крайние предназначены для движения в центр города и обратно. А поток по средней полосе меняет направление в зависимости от нагрузки в часы пик: утром она "работает" как дорога в центр, а вечером поток устремляется в обратную сторону, и среднюю полосу открывают для движения в спальные районы. Подобная схема, к примеру, используется во время реконструкции сетей водоснабжения на Павловском тракте в Барнауле.

Дорожные знаки и разметка

Основной ориентир для водителя – разметка 1.9. Это двойная прерывистая линия, где длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними. Она может быть:

Белой – для постоянной разметки. Желтой – для временной (например, на время ремонтов). В случае разночтений приоритет всегда у желтой разметки.

Знаки, обозначающие реверсивное движение:

Знак 5.8 – "Начало реверсивного движения". Знак 5.9 — "Конец реверсивного движения". Знак 5.10 — "Выезд на дорогу с реверсивным движением".

Над реверсивными полосами обычно размещаются специальные светофоры. Они имеют Х-образные и стрелочные сигналы:

Зеленая стрелка: движение по полосе разрешено. Красный крест (Х): выезд и движение по полосе запрещены. Желтая стрелка (чаще диагонально направленная): необходимо перестроиться в направлении, указанном стрелкой, так как режим движения на полосе скоро изменится.

Водители, которые выезжают на дорогу, обозначенную знаком "Выезд на дорогу с реверсивным движением", могут перестраиваться на реверсивную полосу только после проезда реверсивного светофора с разрешающим сигналом.

Правила маневрирования и перестроения

Итак, реверсивная полоса отделяется в специальной двойной прерывистой линии разметки, обозначается знаком "Дорога с реверсивным движением", а движение по ней регулируется специальным светофором. Если движение запрещено, водитель видит красный крестик, если разрешено – зеленую стрелку.

Для изменения сигнала все светофоры сначала выключают. Водители, которые двигались по реверсивной полосе, должны съехать на полосу, которая находится правее реверсивной. После того как реверсивная полоса будет свободной, сигналы светофора переключат на противоположные. Также вместе с реверсивными светофорами могут применяться дополнительные светофоры в виде желтой контурной стрелки, которые включаются одновременно с отключением основных сигналов реверсивного светофора и требуют от водителя съехать с реверсивной полосы направо.

Реверсивные светофоры повторяются на каждом перекрестке с целью информирования водителей, которые поворачивают на эту дорогу, о разрешенных и запрещенных направлениях движения.

Штрафы за нарушения

Наиболее суровое наказание предусмотрено за выезд на реверсивную полосу, когда по ней организовано встречное движение. Данное нарушение приравнивается к выезду на полосу встречного движения и карается по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Водителю грозит штраф в размере 7500 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, если нарушение зафиксировал инспектор. При фиксации камерой выносится только штраф. Если нарушение совершено повторно, права изымаются на один год.

Более мягкое наказание последует, если выезд на встречную полосу был вызван необходимостью объехать препятствие. В этом случае, согласно части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, штраф составит от 1500 до 2250 рублей.

Если же водитель выехал на реверсивную полосу или продолжил по ней движение, нарушив требования светофора или регулировщика, наказание предусмотрено по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ в виде штрафа 1500 рублей. За повторное нарушение этого правила водитель будет оштрафован на 7500 рублей или лишен прав на срок от 4 до 6 месяцев.

2W5zFJhpndE

Социальная реклама. ГУ МВД России по Алтайскому краю, ИНН 2224011531

Читать в полной версии ➔