Поставила баню, молится за всех: как живет сейчас 80-летняя отшельница Агафья Лыкова
Знаменитая отшельница Агафья Лыкова продолжает жить в полном уединении в Хакасии, соблюдая строгие религиозные традиции. О ее нынешнем состоянии, быте и духовной жизни рассказал духовный отец подвижницы.
Пост вместо праздниковВ середине декабря, когда города погружаются в предпраздничную суету, на таежной заимке Агафьи Лыковой царит совсем иной ритм жизни. У известной отшельницы продолжается Рождественский пост, начавшийся 28 ноября и рассчитанный на 40 дней.
Как рассказал в беседе с krsk.aif.ru иерей Игорь Мыльников, духовный отец Агафьи Карповны, она строго соблюдает все каноны поста, полностью отказываясь от пищи животного происхождения — мяса, молока и яиц. И это несмотря на почтенный возраст.
Пост — это не про едуПо словам священнослужителя, для Агафьи Лыковой пост — это не просто ограничения в рационе, а прежде всего духовная работа над собой.
"Самоограничения в еде — не главное. Пост — это время, когда человек учится управлять желаниями, очищает мысли, приближается к Богу через молитву и воздержание", — отметил иерей Мыльников.
Он добавил, что Агафья ежедневно молится не только за себя, но и за всех людей — независимо от веры и взглядов, прося здоровья и мира.
Рождественский пост завершится 6 января, в сочельник.
На заимке не однаНесмотря на уединенный образ жизни, Агафья Карповна сейчас не остается в одиночестве. С ней находится помощница Валентина, которая помогает в быту и разделяет строгий уклад жизни, пишет "КП-Красноярск".
По словам духовного отца, на заимке всё спокойно: женщины проводят дни в трудах и молитвах, соблюдая традиции старообрядцев.
Возраст и уязвимостьВесной Агафье Карповне исполнилось 80 лет. С каждым годом жить в суровых условиях становится всё сложнее. Прошлую зиму она пережила без постоянного помощника, что стало серьезным испытанием.
В разные годы поддержку отшельнице оказывали сотрудники заповедника "Хакасский", волонтеры, благотворители и единоверцы. Однако найти человека, готового надолго остаться в тайге и принять строгие правила жизни Агафьи, удавалось редко.
Долгожданная помощницаВ начале ноября 2025 года ситуация изменилась — к Агафье Лыковой приехала новая помощница, Валентина Иванова из Москвы.
Как рассказал иерей Игорь Мыльников, Валентина — старообрядка, выходец из многодетной семьи, человек глубокой веры и с опытом ухода за пожилыми людьми. Ранее она служила просфорницей в духовном центре на Рогожском кладбище.
"Я сразу предупредил ее о том, что ждет: зима, тайга, медведи, полное уединение. Но Валентина осознанно решилась на этот шаг", — отметил священник.
Сейчас она находится на заимке уже более полутора месяцев и планирует остаться как минимум до Пасхи.
Новый год без елки и застольяДля старообрядцев ночь с 31 декабря на 1 января не имеет особого значения. Новый год у них начинается 1 сентября. Поэтому ни Агафья, ни ее помощница не готовятся к празднику в привычном для большинства формате.
Вместо застолий — многочасовые молитвы, тишина и духовное сосредоточение.
Баня — лучший подарокТем не менее без бытовых забот не обходится. Этой весной паводком смыло старую баню, и долгое время восстановить ее не удавалось. В итоге Агафья решила взяться за дело сама — вместе с помощницей.
"Агафья Карповна – человек опытный, взяла руководство на себя. Валентина помогала. Сделали небольшую баньку с печью – для тайги этого вполне достаточно", – рассказал духовник.
Накануне Нового года единоверцы планировали навестить Агафью Лыкову, однако экспедицию пришлось отменить из-за поломки вертолёта. Теперь визит возможен не раньше февраля.
Кто такая Агафья ЛыковаАгафья Лыкова — последняя представительница семьи старообрядцев, которые в 1930-х годах ушли в глухую сибирскую тайгу, спасаясь от гонений. Более 40 лет Лыковы прожили в полной изоляции, не имея контактов с внешним миром.
О существовании семьи стало известно лишь в 1970-х, когда на их заимку случайно наткнулись геологи. Позже историю отшельников рассказал всей стране журналист Василий Песков в книге "Таежный тупик".
С конца 1980-х годов Агафья осталась одна: родители и братья с сестрами ушли из жизни. Почти четыре десятилетия она управляется в тайге самостоятельно.