Страховщики ставят под угрозу работу транспорта в Барнауле, отказывая в ОСАГО
Барнаульские перевозчики жалуются на ежегодные проблемы с приобретением полисов ОСАГО. По их словам, страховщики наотрез отказываются работать с общественным транспортом, считая это невыгодным. Руководство барнаульского отделения Банка России уверяет, что страховые компании не вправе отказывать перевозчикам в обязательном страховании.
"Горэлектротранс? До свидания!"Замдиректора по безопасности Горэлектротранса Александр Шабалин рассказал "Толку", что сложности в работе со страховщиками начались примерно с 2014 года:
"С этого времени страховые компании категорически отказываются нас страховать под предлогом того, что общественный транспорт для них стал убыточным".
Собеседник вспомнил, что недавно у предприятия произошел неприятный случай с крупной страховой компанией. После того, как Горэлектротранс отправил документы для приобретения полисов ОСАГО, ее представители заявили, что якобы половины бумаг не хватает. Предприятию пришлось повторно отправлять документы заказным письмом. Их также не раз пытались передать в страховую компанию через курьера, но там пакет не принимали.
"Для нас предусмотрена административная ответственность за выпуск на линию незастрахованного транспорта, в то же время мы каждый раз сталкиваемся с массовым отказом страховщиков с нами работать", – говорит Шабалин.
По его словам, в какую страховую компанию они не обращались, как только там слышат, что это Горэлектротранс, сразу говорят: "До свидания".
Миллионы на ОСАГОСейчас парк Горэлектротранса насчитывает 60 троллейбусов, 232 трамвая и около 70 автобусов и автомобилей. Страховка одного трамвая обходится предприятию в 7,7 тысяч рублей, троллейбуса – 12,4 тысячи. Чтобы получить полисы ОСАГО на всю технику, ежегодно предприятие тратит около 3 млн 350 тысяч рублей. Еще 2,2 млн уходит на обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
По словам Шабалина, с горем пополам в этом году им удалось застраховать свой транспорт в компании "СОГАЗ". На предприятии уже сейчас думают над тем, как им пройти следующий страховой период.
В зоне повышенного рискаКомпания "СолГри" обслуживает в Барнауле маршруты №27, №55 и №60. Начальник отдела безопасности движения и охраны труда предприятия Олег Забродин также говорит о сложностях в работе со страховщиками:
"Обращаемся в разные страховые компании, но многие от нас уклоняются. То им Москва не разрешает, то еще что-нибудь. Постоянно тянут время. Мы писали жалобы в Центробанк, в прокуратуру, в Российский союз автостраховщиков, обращались к краевым и городским властям. Мы обязаны страховать свой транспорт, и хотим это делать, но нас просто не страхуют".
По словам Забродина, страховщики не хотят работать с предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками, только из-за того, что риск ДТП у общественного транспорта значительно выше, поскольку техника постоянно находится в движении.
Собеседник добавил, что сейчас базовый тариф для одного автобуса составляет 23 521 рубль. Если в течение года автобус попадает в ДТП по вине водителя предприятия, в следующий раз к нему применяют повышающий коэффициент – 1,55. Если за год случилось два ДТП – коэффициент 2,45.
Только на ОСАГО по базовому тарифу предприятие ежегодно тратит более 2 млн рублей.
Нарвались на мошенниковЗабродин рассказал, что был момент, когда все страховщики отказались от их предприятия, и тогда они решили приобрести электронные полисы через брокеров.
Позже выяснилось, что эти документы фиктивные. Пришлось все перестраховывать. На тот момент помог "СОГАЗ". Представитель перевозчика говорит, что теперь и сотрудничество с этой компанией под вопросом.
Страховщиков могут наказать рублемУправляющий отделением Барнаул Банка России Татьяна Винокурова напомнила, что полис ОСАГО – обязательный документ. Без него эксплуатация транспортного средства запрещена:
"По закону страховая компания не имеет права отказать в выдаче ОСАГО физическому или юридическому лицу – владельцу машины. Заключить договор можно как на бумаге, так и в электронном виде. Если сотрудник организации необоснованно отказывается принимать ваше заявление и не желает выдавать полис, попробуйте зафиксировать разговор со страховщиком на видео или аудио, предупредив о записи. Также можете потребовать письменное обоснование отказа".
Собеседница отметила, что из-за коронавируса безопаснее подавать документы через сайт страховщика. Организация обязана обеспечить возможность заключения электронного ОСАГО с каждым владельцем, который обратился с заявлением.
По словам Винокуровой, если страховая компания отказывается предоставить полис ОСАГО, она может поплатиться деньгами – штраф для должностного лица составляет 50 тысяч рублей, для компании – 300 тысяч рублей.
Единичные случаиДозвониться до руководства страховщиков в Барнауле оказалось проблематичным, а в Российском союзе автостраховщиков (РСА) "Толку" рассказали, что жалобы на отказ в заключении договоров ОСАГО в настоящее время носят единичный характер.
Также в организации отметили, что отказ страховщика в заключении договора ОСАГО незаконен, и если перевозчики сталкиваются с такими ситуациями, им рекомендуют обращаться с жалобами в РСА с предоставлением подтверждающих факт отказа документов.