Как влияет работа ТЭЦ на экологию и окружающую среду
Всем нам хочется жить в городе с чистым воздухом, и чтобы в квартире было тепло и уютно. Однако мало кто задумается, что оба этих желания имеют прямую связь. Чем горячее батареи зимой в вашем доме, тем больше выбросов у ТЭЦ, которая обеспечивает нас теплом. О том, какие меры принимает Сибирская генерирующая компания для снижения влияния производства тепла и электричества на окружающую среду, во время эфира на радио "Комсомольская правда"-Барнаул" (106.8 FM) рассказал замдиректора АлтФ СГК по технической политике Алексей Лымарев.
– Алексей, пожалуй, один из главных вопросов, который интересует большинство людей – насколько работа современных ТЭЦ загрязняет воздух?
– Если не выполнять экологические требования к ТЭЦ на всех этапах ее эксплуатации, то угроза загрязнения атмосферы является вполне реальной. Однако один из основных принципов работы на наших станциях – бережное, рациональное использование природных ресурсов и снижение негативного воздействия производства на окружающую среду. Поэтому мы делаем все возможное и необходимое, чтобы сохранить благоприятную экологическую обстановку в Алтайском крае. Ведь мы сами живем в этом городе, у нас тоже есть дети, внуки…
– Не превышают ли выбросы, сбросы и образование отходов на станциях СГК рамки установленных законом лимитов?
– Нет, не превышают. За этим существует тщательный контроль. Раз в год проходят проверки государственных надзорных ведомств. Кроме того, по собственной инициативе раз в месяц мы проводим внутреннюю проверку.
– А надзорные ведомства, например, Роспотребнадзор, проводит плановые проверки? Вас предупреждают заранее?
– Существуют плановые проверки, о которых мы знаем. Но также есть и внеплановые. Мы этого не боимся, наоборот, они для нас принципиально важны. Компанией разработаны и утверждены планы-графики контроля качества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, наблюдения за загрязнением воздуха и т.д.. Отчеты с результатами производственного экологического контроля предоставляются в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
– Что показывают проверки?
– Мы укладываемся в нормативы. Нередко наши показатели даже лучше расчетных и проектных показателей.
– А есть ли штрафы за превышение нормативов выбросов? Насколько загрязнять экологию невыгодно для энергетиков?
– Это очень невыгодно. У станций, и это не секрет, есть обязательные экологические платежи, как и у любого другого промышленного предприятия. Но если допустимые пределы выбросов будут превышены, то этот обязательный платеж сразу же вырастает в 100 раз. Именно такая норма сейчас прописана в законодательстве.
– А как проходят эти проверки? Приезжает специалист, набирает воздух в баночку и потом исследует его?
– В зависимости от того, что нужно проверить – воздух, воду, сбросы, тот материал и берется. Например, для измерения запыленности – воздух. На исследование он передается в специальные лаборатории.
– Как часто вы ремонтируете оборудование?
– Текущий ремонт котельного оборудования происходит ежегодно, средний – раз в два года, капитальный – раз в четыре-пять лет. Такие же периоды действуют на ремонт золоулавливающего оборудования. Плюс каждые трое суток происходит его очистка – если этого не делать, то КПД фильтров будет снижаться.
– Барнаул часто оказывается в лидерах рейтинга городов с грязным воздухом. Есть мнение, что причина тому – не очень удачное географическое положение, город находится в низине, поэтому канцерогены задерживаются. Что вы думаете по поводу этого?
– Я не соглашусь с тем, что наш город имеет неудачное месторасположение. В низине находится только центр Барнаула. Зимой, особенно в холода, в этом районе действительно происходит накопление в воздухе вредных примесей. Однако, в основном, это примеси от частного сектора, который топится печками, автотранспорта и т.д. Роза ветров в Барнауле расположена таким образом, что дым с ТЭЦ не уносится в центр, преобладающее направление – юго-запад.
– Высота и ширина трубы ТЭЦ имеет какое-то значение на уровень загрязнения окружающей среды?
– Да, конечно, высота трубы напрямую влияет на наличие в приземном слое вредных примесей. Если трубы выше 100-120 метров, то в приземный слой мало что в принципе попадает, все уносится далеко за город. На наших ТЭЦ трубы длинные: на ТЭЦ-2 – выше 150 метров, на ТЭЦ-3 – 180 метров. И если вы понаблюдаете за шлейфом, который выходит из этих труб, то увидите, что он рассеивается далеко за пределами города.
– Сколько тонн угля сжигается в сутки на ТЭЦ Барнаула? И, соответственно, сколько золы от этого образуется?
– В зимний период сжигается примерно 18 тыс тонн угля в сутки. Что касаемо золы – все зависит от качества топлива, но средний показатель зольности – 13%. Однако благодаря фильтровой очистке, в воздух выбрасывается всего около 2% от образовавшейся золы. Остальное собирается и транспортируется.
– Слышала, что собранная зола идет на производство стройматериалов и даже асфальта. Это так?
– Да, у нас даже есть сертификаты на золу и золошлаковые материалы. Пока что это направление не так сильно развито, как хотелось бы, но мы активно работаем над темой использования отходов, которые вполне могли бы стать сырьем.
– Из труб кочегарок идет черный дым, а из труб ТЭЦ – серо-белый. Почему?
– В маленьких угольных котельных происходит выброс сажестых частиц из-за недожега топлива, поэтому дым приобретает черный цвет. Кроме того, трубы небольших котельных находятся в приземном слое, соответственно, выбросы попадают в воздух, которым мы все дышим. На ТЭЦ температура выше, топливо сжигается полностью, а из труб выходит не дым, а пар.
– А каков состав этих клубов пара над трубой ТЭЦ?
– Твердые частицы дыма (до 99%) улавливаются электрофильтрами. А в атмосферу попадают в основном газообразные вещества – оксиды азота, серы и углерода и прочее.
– Как думаете, реально ли в таком случае убрать небольшие котельные, загрязняющие воздух?
– Конечно, реально. Сейчас в Барнауле и Бийске мы разработали и реализуем программу, предусматривающую закрытие небольших угольных котельных или их модернизацию. При этом потребителей переводят либо на источники централизованного теплоснабжения, либо на газовые котельные.
Топ-5 вопросов от слушателей
– Мама живет недалеко от ТЭЦ и говорит, что ей часто приходится мыть окна из-за сажи. Может ли причиной тому быть выбросы станции?
– В выбросах ТЭЦ сажистые частицы практически отсутствуют. Скорее всего, причина тому что-то другое, как вариант – транспорт.
– Где вреднее жить – рядом с частным сектором, который топится углем, или с ТЭЦ?
– В охранной зоне ТЭЦ нет жилых объектов, да и поблизости их не так уж и много. Что касаемо вредности – данные стационарных постов показывают, что уровень загрязнения воздуха в центре намного выше, чем в промзоне, где расположены ТЭЦ.
– Какое по нормам расстояние до жилых объектов предусматривают санитарно-защитные зоны ТЭЦ?
– Данные нормы в последнее время проходят пересогласование. Так, по последним данным, санитарно-защитным зоны должны быть не менее 300-500 метров в зависимости от розы ветров и других факторов.
– Связан ли химический запах на улице Трактовой в Барнауле с работой ТЭЦ?
– Нет, ТЭЦ к этому не имеет никакого отношения.
– Почему в сильные морозы клубы над трубами ТЭЦ становятся более густыми?
– Это объясняется довольно просто: чем ниже температура воздуха, тем активнее работают котлы, образуя, соответственно, больше водяного пара. А при более низкой температуре клубы становятся мощнее и, так сказать, зрелищнее.