Кто и куда везет на Алтае строительный мусор и что нужно менять уже сейчас
Члены региональной Общественной палаты совместно с приглашенными экспертами обсудили в Барнауле проблемы государственного регулирования и соблюдения прав человека при обращении со строительными отходами. Сейчас в регионе мусор со стройплощадок или после ремонта зачастую вывозят нелегалы. При этом вываливают его, где придется.
Нужны четкие правилаСтарший научный сотрудник института региональных медико-экологических проблем Владимир Горбачев отметил, что назрела крайняя необходимость более четко и продуманно регламентировать обращение со строительными отходами.
"Я отчаянный грибник. В ленточном бору, в других лесах постоянно натыкаюсь на кучи строительных отходов. У меня пять внуков, и я за них в первую очередь беспокоюсь. Что будет дальше, если сегодня не пресечь этот произвол", – отмечает эксперт.
По мнению Горбачева, необходимо ужесточить ответственность нарушителей на законодательном уровне. Сегодня перевозкой стройки, по сути, может заниматься любой желающий. На сайтах объявлений масса предложений по вывозу разного рода хлама. Чаще всего, такие перевозчики не довозят груз до полигона, а вываливают его в лес, на берега рек. Иными словами, они сознательно создают несанкционированные свалки. Ведь этот бизнес чаще всего – теневой, а его деятельность никто не контролирует.
Собеседник вспомнил, что в 90-е годы, работала экологическая милиция. Тех, кто пытался избавиться от отходов в неположенных местах, буквально ловили за руку и наказывали штрафами. Если такой опыт возродить, число свалок заметно сократится.
По словам Горбачева, зачастую несанкционированные свалки из строительного мусора появляются также по вине недобросовестных строительных компаний. Нередко этим же грешат жители частного сектора.
Пробелы законодательстваЗаведующий кафедрой гражданского права и процесса Алтайского филиала РАНХиГС Алексей Чесноков заметил, что в 90-е годы, создавая основу экологического законодательства, не заложили фундамент.
Огромное количество нормативных актов не просто противоречат, но и не учитывают друг друга.
Эксперт заявил, что сейчас необходимо четко разграничить понятия "твердые коммунальные отходы" и "строительный мусор": второе не входит в состав первого.
Уже после этого стоит определяться с процедурой обращения со строительными отходами, конкретными полномочиями здесь региональных операторов и созданием площадок для этих целей.
Нужно остановить нелегаловПредседатель комиссии по организации общественного контроля Общественной палаты Алтайского края Руслан Демаков напомнил, что до 2019 года, когда в регионе начала действовать система регоператоров, проблема мусора и захламленности природных объектов стояла остро.
После этого ситуация начала меняться в лучшую сторону, но тема обращения со строительным мусором по-прежнему актуальна. Кто-то самостоятельно выгружает стройку куда придется. Чаще люди обращаются к частникам, которые также везут в неизвестном направлении, но только не на полигоны.
В частности, Демаков обратил внимание на необходимость введения обязательного лицензирования деятельности по перевозке строительных отходов, оснащение автомобилей системами спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Общественники и экологи считают, что не менее важно прописать ответственность за утилизацию строительного мусора при возведении индивидуальных и многоквартирных жилых домов.
Кстати, по такому сценарию, который способствует уменьшению числа несанкционированных свалок, уже пошли в ряде регионов в России. В Подмосковье с нового года введены правила обращения со строительным мусором. Власти намерены контролировать, куда и в каком объеме поступают такие отходы, кто занимается их перевозкой.
Закон обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получать разрешения на перемещение стройки. А само перемещение теперь возможно только с использованием системы ГЛОНАСС.
С аналогичными предложениями выходит и Общественная палата Алтайского края. Здесь уже приступили к разработке соответствующей законодательной инициативы.