Толк новости
Общество |

Застряли навсегда: как живут жильцы маневренного фонда Барнаула

Для многих временное жилье оказалось постоянным, а состояние некоторых домов мало отличается от тех, что давно подлежат сносу
Читать в полной версии ➔

На прошлой неделе жители двух аварийных домов были экстренно эвакуированы после обрушений конструкций зданий. Альбина с сыном переехала в маневренный с 1-й Западной, 51. Женщина надеется вернуться в свою квартиру, а в случае, если комиссия признает строение непригодным для проживания, получить жилье, равноценное утраченному. Вот только новые соседи, которые здесь ютятся годами, не разделяют ее оптимизма.

Застряли навсегда 

В небольшой, но вполне уютной однокомнатной квартире в доме на 1-й Западной, 44 Альбина и ее сын переночевали несколько ночей. Говорят, после двух дней, проведенных в пункте временного размещения, здесь настоящий рай. Знакомые поделились кое-какой мебелью, газовой плитой, вот только холодильник пока найти не удалось. Выносить крупногабарит, оставшийся в собственной квартире, строго запрещено. 

  

"После трешки здесь тесновато, но все же крыша над головой, жить можно.  Недельку уж как-нибудь потеснимся, пока комиссия работает, а там, может, хоть какая-то ясность появится. Конечно, домой хочется. Ремонт недавно сделали в квартире, уют навели. Если нельзя вернуться, так хоть жилплощадь побольше дадут. Как мы с сыном в одной комнате будем?" – говорит Альбина. 

Ее оптимизма не разделяет соседка Наталья (имя изменено по просьбе женщины). 

"Мы и так тут на птичьих правах. Начнешь жаловаться, вовсе выселят", – пояснила она. 

В маневренный фонд семья переехала пять лет назад после того, как дом, где жили раньше, был признан аварийным и расселен. Собственникам, говорит Наталья, выплатили компенсации, а тех, кто жил по соцнайму, переселили на 1-ю Западную. 

"Помню, в тот год какие-то выборы были, нас клятвенно уверяли, что через месяц, максимум два, жилье подберут, а в итоге застряли здесь на годы. Боюсь, как-бы не навсегда. Соседка из 14-ой квартиры с мэрией судилась. Высудила квартиру в таком же ветхом жилье на Южном. Поэтому в суд не идем, ждем. Правда, сами не знаем, чего. Этот дом тоже скоро развалится. Сугробы растают, опять первые этажи затопит. Вот посмотрите, фундамент уже разрушается, все стены в трещинах", – показывает Наталья. 

"Лишь бы с крыши не бежало"

Двухэтажка на 1-й Западной – не самый худший вариант для "временного" проживания. Так, например, Нина Алексеевна, врач с многолетним стажем, больше шести лет живет в аварийном 122-летнем бараке на Аванесова, 111. Это тоже маневренный фонд. Сюда она попала после того, как сгорел ее частный дом, и она с сыном, снохой и внуком остались на улице. 

  

"Почти год скитались по соседям, знакомым, друзьям. И я благодарна мэрии, что мне это жилье дали. Меня все устраивает: тепло, комната просторная. Вот только крышу бы починили. Весной, когда снег тает, и после дождя топит. Вот видите, дыра какая", – показывает пожилая женщина. 

За себя, говорит она, не переживает. Главное, чтобы не выгнали. А вот сын с женой и внуком на съемной квартире живут. За них сердце болит. 

"Я снохе посоветовала к губернатору на прием сходить. Она пошла, вернулась и говорит: "Мама, ну зачем вы меня туда отправили?". И не знаю, чем им помочь. Сама еще долги выплачиваю по кредиту, который на ремонт дома брала, я за одну ночь всего лишились", – вздыхает пенсионерка. 

Сосед Нины Ивановны сюда переехал в октябре прошлого года после того, как в его квартире в аварийном доме обрушился потолок. Жилье признали опасным для проживания, и молодому человеку выделили комнату на Аванесова, 111. 

"Да нормально все. Здесь даже лучше, чем в доме, где раньше жил. Там вообще разруха. На сколько здесь? Понятия не имею. Наш дом еще даже не расселяют, хоть он и признан аварийным. Ждем", – уточнил он. 

"А куда нам деваться?"

Еще один дом, отнесенный к маневренному фонду, расположен на ул. Карагандинской, 1. Практические все двери здесь опечатаны с указанием, что квартиры находятся в муниципальной собственности. Здесь официально проживают две семьи, еще часть квартир, как рассказали жильцы, заняты самовольно людьми без определенного места жительства. 

"Пять лет назад у нас дом сгорел, сюда поселили временно, но, чувствую, останемся здесь, пока тут все совсем не развалится. А куда нам деваться, не на улицу же идти? Крыша есть над головой, и за это спасибо", – пояснила местная жительница, отказавшись называть имя. 

Все бы ничего, добавляет она, жить можно, вот только соседи снизу доставляют неприятности. 

"В квартирах на первом этаже непонятно кто живет. Пьют днями и ночами, всякий хлам с помоек тащат. И в администрацию, и в прокуратуру жаловались. Из мэрии приехали, квартиры опечатали, через час пломбы сорвали и назад заселились. Никакой управы нет. А нам реально страшно за свою жизнь, они ведь что не так, еще и драться кидаются. Сколько раз полицию вызывали, а толку нет", – пожаловалась женщина. 

Жильцы первого этажа общаться с корреспондентом отказались, выругавшись через закрытую дверь. 

Какой в Барнауле запас для "маневра"

Как следует из официального ответа мэрии Барнаула общественной организации  "Гражданский  патруль", к маневренному фонду в городе относится 116 жилых помещений в 18 многоквартирных домах.

Из двух домов, в которых произошли обрушения 5 и 7 апреля, эвакуировали 133 человека из более чем 50 квартир. Им предлагалось или переехать в квартиры маневренного фонда, или получать субсидии на аренду жилья (при соблюдении ряда требований). То есть чисто теоретически – при условии, что все пострадавшие поедут во временное муниципальное жилье, – маневренный фонд может "пережить" еще два-три таких обрушения, не больше.

Однако практика показывает, что горожане даже после эвакуации не спешат переезжать в "маневренное" жилье. Так, только четыре семьи с 1-й Западной, 51 согласились переехать на Силикатную, 7а и на 1-ю Западную, 44.

  

 

Читать в полной версии ➔