Толк новости
Общество |

Психолог призвала родителей "не насиловать" психику старшеклассников перед ЕГЭ

Ольга Згордан рассказала о том, что современные дети не хуже и не лучше, чем были, например, при СССР, просто они совершенно другие
Читать в полной версии ➔

Многие родители девяти– и одиннадцатиклассников сейчас пребывают в стрессе от предстоящих ОГЭ и ЕГЭ. Подростковый психолог Ольга Згордан рекомендует снять напряжение, ведь будущее ребенка совершенно не зависит от набранных баллов при сдаче школьных экзаменов. Сейчас, считает она, самое время поддержать морально своих детей, а не загонять их в эмоциональный кризис. Об особенностях подросткового возраста и взаимоотношений с родителями она рассказала "Толку". 

Никто ничем не рискует

– Ольга, совсем скоро выпускникам школ предстоит сдача экзаменов, нервы у многих на пределе. Причем не только у учеников, но и у их родителей. Что бы вы посоветовали – как вести себя в таких ситуациях? 

– Давайте, для начала ответим на вопрос, что такое ЕГЭ. Это экзамен на условные знания по определенному предмету, результаты которого влияют на то, поступит ли ребенок в какой-то вуз. Если он не наберет необходимых баллов и не попадет в высшее учебное заведение, о чем больше всего переживают родители? В чем опасность? По большому счету, никто ничем не рискует. 

Если ребенок "провалится", есть возможность пересдать, поступить в средне-профессиональное учебное заведение и стать, например, классным электромехаником. В чем трагедия? 

Когда женщина находится в ожидании ребенка, она не задумывается, кем он станет, когда вырастет. Главное, чтобы родился здоровеньким. Что меняется к 11 классу? Ничего! Задача взрослых – помочь, но ни в коем случае не "насиловать" психику ни себе, ни ребенку.  

– Как все же быть, если ребенок в подростковом возрасте, так скажем, "забил" на учебу и скатился с пятерок на тройки, а то и двойки, а впереди еще и экзамены? 

– Если родитель хоть чуть-чуть поинтересуется подростковой психологией, то поймет, что в этом возрасте это нормально. Для подростков сейчас в первую очередь важно общение со сверстниками и формирование собственного мировоззрения. И на этом этапе важно поддерживать учебу на более-менее достойном уровне, не требуя от него "пятерок". Чем больше мы заставляем подростка что-то делать, тем дальше он отстраняется от нас. 

  

– Что делать, если ребенок все же замкнулся в себе и не идет на контакт? 

– Обозначьте позицию, что вы всегда рядом и готовы обсудить с ним любые проблемы. Помните, что это нормальный процесс, который должен пережить ваш ребенок и вы вместе с ним.

Взрослеют позже

– Есть мнение, что из-за огромного потока информации современные дети взрослеют быстрее? 

– Напротив, при таком объеме информации взросление современного поколения происходит дольше, так как необходимо время, чтобы ее усвоить, приспособить к психике. Если раньше формирование взрослого мышления проходило в период от 13 до 19 лет, то сейчас он растянулся как минимум на 10 лет. 

Если нас в семь лет могли отправить на автобусе на другой конец города, то сейчас семилетний ребенок, придя один в школу, как минимум вызовет вопросы у педагога, а то и у органов опеки.

Мир меняется в глобальном смысле, и, по статистическим данным, средний возраст дожития поколения, рожденного в 2000-х, будет составлять 104 года. В 35 лет они дай Бог родят первого ребенка, к 40 решаться на второго. Не стоит ждать тех же параметров взросления, что были лет 20-30 назад. Сравнивать понятия взросления и самостоятельности тогда и сейчас бессмысленно. 

– И нужно пересматривать подходы в воспитании? 

– Процесс воспитания исторически не меняется. Ребенка нужно принимать, поддерживать и направлять. Но все в разумных пределах. Не залюбливать до безумия и не гнобить. Важно быть в курсе, что происходит в их жизни, причем, не только интересуясь успехами в школе, что он поел и надел ли шапку. 

Говорите и обнимайтесь

– Больной вопрос для многих родителей – "зависание" детей в гаджетах. Стоит и возможно ли с этим бороться? 

– Если нас называли поколением "с ключом на шее", то современное можно назвать с "пальцем на гаджете". Они растут в цифровом пространстве, и с этим ничего не поделать. Конечно, нужно ограничивать время общения с телефонами и компьютером маленьких детей, так как все это влияет на психические процессы развития. 

В старшем возрасте это сделать сложнее. Можно переключить этот процесс в полезное русло. Например, если "залипает"  ребенок в ТикТоке, запишите его в школу блогеров, где его научат грамотно выставлять посты, записывать и форматировать видео. 

Если ему нравятся компьютерные игры, есть возможность попробовать его в киберспорте. А если речь идет об игровой зависимости, то это, в первую очередь, должно стать сигналом, что ему не комфортно в реальном мире, и чтобы решить проблему, необходима помощь специалиста. 

– Сейчас нередко можно услышать критику в адрес современных подростков, которых обвиняют в том числе и в нелюбви к чтению. Что вы скажете? 

– У нас замечательные подростки. Просто сейчас больше информационной доступности, и, если происходит что-то негативное, это моментально становится общеизвестным. 

Что касается книг, то современное поколение читает больше, чем  выросшее в 1990-х, когда позакрывались книжные магазины и библиотеки. В чем реальная проблема нынешней молодежи, так это в проявлении эмоций. В большинстве случаев общение даже с родителями происходит через мессенджеры с помощью текста. Но если вы не скинете смайлик, ребенок не поймет ваших чувств. Нужно общаться голосом и не забывать как можно чаще обнимать своих детей. Им это необходимо в любом возрасте. 

  
Читать в полной версии ➔