Эпидемии нет: как алтайские психологи оценивают динамику подростковых суицидов
Если подросток резко упал в успеваемости, потерял интерес к тому, что ему было важно еще совсем недавно, стал плаксивым или чрезмерно замкнутым – это причина насторожиться родителям, чтобы понять, нет ли у ребенка депрессии или мыслей о суициде. Как не потерять контакт с подростком, как лечить первую любовь и мотивировать его, "Толку" рассказали директор института психологии АлтГУ Ольга Любимова и доцент клинической психологии Дмитрий Труевцев.
Не надо списывать на возраст и лень– Дмитрий, тема подростковых суицидов то и дело появляется в СМИ. Эта проблема современного поколения или раньше она просто не освещалась так массово?
Дмитрий Труевцев:
– Эта тема была и будет актуальна, как, впрочем, и все другие проявления девиантного поведения подростков. Могу с уверенностью сказать, что сейчас нет никакого всплеска по подростковым суицидам, нет эпидемии. Просто стало больше поступать информации в общество о подобных трагедиях – через соцсети, СМИ. Детские суициды – это сложное социальное явление, которое имеет системный характер и требует регулярного контроля, профилактики, внимания.
– Что в первую очередь должно насторожить родителей?
Дмитрий Труевцев:
– Первый сигнал – резкое снижение успеваемости в учебе. В этом случае родители должны задать в первую очередь себе вопрос: "Что на самом деле происходит?".
Не стоит списывать ситуацию на подростковый возраст, лень, первую влюбленность. Причин на самом деле может быть очень много. И их нужно искать в социальном окружении подростка. Посмотрите, какой у него круг общения, как складываются отношения со сверстниками, поменялись ли его ценности и интересы. Задумайтесь, что происходит в жизни ребенка.
Ольга Любимова:
– Когда подростки начинают проявлять раздражительность, плаксивость, ершистость, теряют аппетит и интерес к тому, чем еще недавно были увлечены, это должно быть сигналом, что им необходима помощь. Все дети, поверьте, хорошие, и к подобным проявлениям нужно подходить не с позиции санкций и контроля, а найти в ребенке его сильные стороны, помочь понять и развить их.
В любом возрасте нашим детям нужна поддержка взрослого человека, которому они могут доверять.
Как говорится в отчете уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Ольги Казанцевой за 2020 год, с которым она 18 июня выступит перед депутатами краевого парламента, в регионе создана специальная служба для оказания помощи детям в случае проявления суицидального поведения. За год служба проанализировала 109 подобных инцидентов – как правило, подростки решаются на такие поступки, будучи в депрессии. "При этом зачастую окружающие их люди замечают у них нарушения психического здоровья. В 30% случаев родители отказывались от психиатрической помощи либо от приема лекарственных препаратов, не выполняли рекомендации психологов или психотерапевтов", – отмечает детский омбудсмен.Как-то мой знакомый – заслуженный учитель России – рассказал про своего ученика, на котором еще в начальных классах педагоги поставили крест. Мальчик действительно был сложным, но в какой-то момент в его жизни появился человек, поверивший, что он способен на многое. Это был преподаватель физики, сумевший привить ему любовь к этой науке, а главное – найти в парне резервы, замотивировать его.
В итоге он окончил школу с золотой медалью и сегодня вполне успешен в карьере. Это я говорю к тому, что в жизни каждого человека должны быть люди, которые верят в него, дают стимул и поддержку. И в первую очередь это должны быть родители.
Дмитрий Труевцев:
– В начальной школе ребенок учится учиться, в средней и старшей – потому что это необходимо в первую очередь ему, так как от успешности в учебе зависит будущее. И родители, и педагоги должны сформировать эту внутреннюю мотивацию. Это, конечно, большой труд. Нужно помочь найти себя, понять интересы ребенка и реализовать их.
Не терять контакт– Повлиять на снижение успеваемости в школе может первая любовь. Часто родители в этом случае говорят, что это не повод "скатываться" в успеваемости.
Ольга Любимова:
– Давайте вспомним себя влюбленными во взрослом возрасте. Даже взрослым людям в этом состоянии бывает сложно полноценно выполнять свои обязанности. Так почему мы предъявляем претензии детям, которые только учатся любить?
Я бы посоветовала родителям в этом случае наладить контакт со второй половиной, так как в этот момент он или она для подростка важнее даже родителей. Постарайтесь объяснить, что они должны поддерживать и уважать мнение друг друга. В любой ситуации нужно сохранять чуткость, внимание и быть просто рядом.
– А если ребенок-подросток совершил какой-то противоправный поступок?
Ольга Любимова:
– В жизни может произойти всякое. Если ребенок совершил правонарушение, поговорите с ним об этом. "Да, ты поступил неправильно. Давай подумаем, как вместе выйти из этой ситуации, почему так произошло?". Осуждайте действие, но не отождествляйте с ним сына или дочь.
У моих знакомых был такой случай. Ребенок украл шоколадку в магазине. Были разбирательства в комиссии по делам несовершеннолетних, его поставили на учет. Когда мы с его мамой проговаривали ситуацию, она рассказала, что лишила сына карманных денег, которые он тратил на сладости, что при его излишнем весе, как она считала, было противопоказано. На самом деле у парня была депрессия, которую он заедал сладким.
Дмитрий Труевцев:
– Общайтесь чаще с детьми, не теряйте контакт. Возьмите за традицию, например, за ужином разговаривать с ребенком, и не просто в контексте, как прошел твой день, а рассказываете, какие значимые события происходили и у вас. Это поможет и ему рассказать, о чем он волнуется, переживает, чему радуется.
Ольга Любимова:
– Никогда не поздно наладить контакт с ребенком, даже если в какой-то период он был утрачен. Да, порой это очень непросто и, бывает, необходим третий человек, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны. Я как психолог могу сказать, что необходимо своевременно обращаться за помощью, если вы подозреваете, что у ребенка депрессия.
И помните – ваши дети заинтересованы в вас, сколько бы им ни было лет, другой вопрос, насколько вам интересна их жизнь.
По мнению Ольги Казанцевой, в Алтайском крае слабо развита психологическая помощь детям и подросткам. На одного специалиста приходится 738 детей. В сельской местности, где в основном работают малокомплектные школы, эта услуга вообще практически недоступна. Кроме того, региону, по ее мнению, недостаточно единственного психолого-медико-педагогического центра.