Действия автомошенников угрожают работе страховщиков и мешают другим водителям
Действия автомошенников в столице Сибири уже четвертый год держат Новосибирскую область в "красной зоне" регионов с высокими рисками недобросовестных действий на рынке ОСАГО. Следствием такой активности является тот факт, что жители области платят значительно больше за полисы, фактически оплачивая "аппетиты" мошенников. При этом даже повышенные тарифы не позволяют страховым компаниям работать по ОСАГО хотя бы в ноль. И если за решение проблемы плотно не возьмутся власти и правоохранители, ситуация может еще больше усугубиться. Тем временем в Алтайском крае обстановка в этом смысле куда более спокойная.
Об этом рассказали руководители крупнейших страховых компаний Новосибирска, входящих в Российский союз автостраховщиков на пресс-конференции 10 декабря.
Как действуют мошенникиОдну из самых распространенных схем описал вице-президент компании "Альфа страхование" Алексей Артамонов.
Мошенники покупают недорогую старую японскую машину с правым рулем. Для этих моделей на рынке нет новых запчастей, и стоимость ремонта по ОСАГО крайне высока. В течение года в нее могут врезаться раз 15.
"Виновниками ДТП, как правило, значатся автомобили российского производства – такой "патриотизм" у мошенников", – добавил Артамонов.
После этого владелец идет за выплатой по полису и получает ее – предельно возможную сумму, так как запчастей нет и машина признается тотальной. Это несколько сотен тысяч рублей. "То есть он машину уже окупил на этом этапе", – акцентирует внимание эксперт.
Потом автомобиль чинят за условные 20 тысяч рублей, конечно, не меняя узлы и агрегаты, а проводя "косметический" ремонт, просто ставят на ход. Владелец оформляет ОСАГО в другой страховой компании. И машина ездит дальше – совсем недолго, пока в нее опять не врежутся.
Полномочиями снять автомобиль с регистрации после признания его тотальным у страховых компаний нет. Поэтому отремонтированные машины снова и снова "прокручивают" номер с ДТП.
Что способствует мошенникамПо словам Евгения Козлова, директора новосибирского филиала "Ресо-Гарантия", есть ряд факторов, которые развязывают руки мошенникам.
Возможность участников аварии и комиссариатов самим оформлять ДТП. У страховых компаний зачастую возникают серьезные сомнения в правдивости представленных сведений относительно места, даты происшествия и состояния водителей. "Например, из 5,5 тысячи заявленных нам претензий всего в трех случаях водители находились в нетрезвом состоянии. Статистика какая-то кривая, мягко говоря", – комментирует Козлов. Около 400 тыс. водителей только в Новосибирске ездят вообще без полиса ОСАГО. "Потому что для одних это дорого, а другим не надо, поскольку есть возможность оформить ДТП при нужных им обстоятельствах", – говорит Козлов. В СФО за январь-сентябрь 2021 года страховые компании направили правоохранителям 323 заявления по факту мошенничества в автостраховании на сумму ущерба 114 млн рублей. Но возбуждено по ним лишь 30 уголовных дел."Это мало, и мошенники это понимают, – говорит Алексей Артамонов. – Доказывать страховое мошенничество сложно – всё делается красиво: записывается видео, формально не нарушаются ПДД. Важно сделать их работу некомфортной, поставить на кон их свободу".
Коллегу поддерживает Евгений Козлов: "Главная задача – неотвратимость наказания. Сейчас этот элемент совершенно не работает".
"Красная зона"Сегодня ситуация такова, что Новосибирская область входит в десятку регионов с худшими показателями, характеризующими ситуацию с автомошенничеством.
Средняя выплата, по данным Банка России, составляет 86 тыс. рублей при средней по России – чуть более 71 тысячи. И она растет от года к году. Так, за девять месяцев 2021 года к такому же периоду 2020-го выплата возросла на 2%.
Частота страховых случаев в январе-сентябре 2021 года превышает среднероссийский показатель на 1,2% и составляет 6%.
"Печально, что в "красную" зону попадает регион, которого раньше в ней не было", – говорит Алексей Артамонов. Он предполагает, что причины такого положения Новосибирской области по сравнению даже с соседними регионами лежат в плоскости работы правоохранительных органов.
Последствия такого положения вещей – неутешительные и для страховщиков, и для их добросовестных клиентов.
По словам Артамонова, коэффициент убыточности по ОСАГО составляет 95% – это значит, что со 100 полученных рублей страховая компания выплачивает 95 рублей:
"Но это без учета всех остальных затрат. По кругу мы получаем 130-150% убыточности по этому виду страхования". "Мы переплачиваем 150% от суммы самого убытка", – добавил Евгений Козлов.
Страховщики констатируют: такая ситуация приводит к тому, что страховые компании работают по верху тарифного коридора, то есть жители области платят больше за ОСАГО, чем в других регионах, фактически оплачивая сверхдоходы мошенников.
Кроме того, действия мошенников заставляют страховые компании ужесточать условия покупки полиса. "Жители сталкиваются с дополнительными сложностями, их это расстраивает. Возможно, это неправильно, но такова правда жизни", – сказал Алексей Артамонов.
Что предлагают страховщикиВоссоздать деятельность межведомственной рабочей группы, включающей представителей отрасли, правоохранительных органов, региональных властей. Илья Соломатин, заместитель гендиректора компании "Ингосстрах", считает, что группу стоит создать при губернаторе области.
Предложить правоохранительным органам при проведении различных рейдов проверять и наличие ОСАГО.
Страховщики понимают, что от их усилий также зависит многое и заявляют, что готовы быть максимально полезными для правоохранительных органов.
В Алтайском крае ситуация значительно лучше, чем в соседней области. Регион входит в 20 регионов, где ситуация относительно стабильна. За девять месяцев 2021 года средняя страховая выплата в крае составила 74,5 тыс. рублей, чуть выше, чем по стране, однако это на 8% выше, чем годом ранее. Частота страховых случаев сократилась с 4,5 до 3,7%. Наиболее подверженный мошенничеству вид страхования в регионе – автострахование: за 2020 год 93% направленных страховщиками заявлений в полицию касались действий при выплатах по ОСАГО и каско.