Толк новости
Общество |

Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы

18 января 1943 года – памятная дата Великой Отечественной войны. В этот день завершилась операция "Искра": советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Рассказываем, как это было
Читать в полной версии ➔

Операция "Искра" стала уже пятой попыткой прорыва блокады. Ее спланировал легендарный советский полководец, маршал Георгий Жуков, за что впоследствии получил звание генералиссимуса. Благодаря этому прорыву страшные 872 блокадных дня наконец закончились.

Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо

В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника – у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti.

Операция "Искра"

Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны – "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – разгромить группировку фашистских войск.

Исследователь Вячеслав Мосунов говорит:

"Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров."

Дорога Победы, или Коридор смерти

Шесть дней напряженных боев позволили совершить прорыв, однако Ленинград все еще был на осадном положении. Но бойцы Красной армии сделали главное – обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.tv. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера.

Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км – Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба.

Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями – зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше.

Из дневников блокадников

Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера:

"Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы!"

Николай Горшков, старший бухгалтер Ленинградского института легкой промышленности:

"Всюду ликование. Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь. Ленинградцы дождались желанного дня. Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам".

Читать в полной версии ➔