Толк новости
Политика |

"Сезон охоты". В чем смысл массовой порчи политических баннеров в Барнауле

Уничтожение чужой агитационной продукции перед выборами в Барнаульскую гордуму набрало серьезные обороты. Однако похоже, что "политический вандализм" сегодня уже не приносит результатов
Читать в полной версии ➔

Охота за "вражескими" баннерами и споры вокруг наружной политической рекламы стали заметным трендом в барнаульской муниципальной кампании 2022 года. Оппозиционеры жалуются, по их мнению, на незаконное устранение их агитации властями и неизвестными лицами и даже пытаются контратаковать. А кому-то везет и того меньше: некие бойцы невидимого фронта просто портят и уничтожают их агитконструкции. Подборка основных случаев "баннерной войны" и ее политический смысл – в материале "Толка".

"Единая Россия"

По словам вице-спикера Барнаульской городской Думы Сергея Струченко, каких-то проблем, например порчи или пропажи баннеров, партия власти не испытывает. Однако с уверенностью он может говорить лишь за округ, на котором непосредственно ведет агитацию.

"На 4-м округе все спокойно", – усмехнувшись, отметил политик.

Однако, судя по всему, своего рода покушения на агитационные материала партии власти все же были. И даже официально оформленные. Однако об этом несколько ниже.

КПРФ

Коммунисты пострадали от баннерных атак больше всех остальных партий. Или, по крайней мере, активнее всех остальных распространяли сведения о произошедших инцидентах, чтобы создать такое впечатление.

Началось все с ситуации с баннером кандидата Александры Таранец. Как сообщает близкий к алтайской КПРФ канал "Алтайские крайности", девушка разместила баннер на рекламной конструкции некой кампании и сделал это абсолютно легально, оплатив агитацию с избирательного счета.

Однако затем Таранец получила сообщение от районной администрации: конструкция-де незаконная, а потому ваш баннер придется убрать. При этом, по словам самого кандидата, рядом на аналогичных конструкциях абсолютно беспрепятственно размещена реклама других партий. А упомянутый незаконный объект якобы и вовсе стоит давным-давно и раньше беспокойства ни у кого не вызывала.

Кроме того, источники в КПРФ сообщают о загадочной пропаже баннеров кандидата Вадима Щербакова. А еще один коммунист, Сергей Пилюгин, и сам отправился в "рейд" по борьбе с чужой незаконной агитацией.

Серия видео, где срезаются загадочного происхождения баннеры, на которых нет выходных данных, гуляет по местным тг-каналам. В одном из роликов, кстати, в устранении баннера даже участвуют сотрудники полиции.

На этом, однако, история не закончилась. Баннеры пропали уже у самого Сергея Пилюгина. Однако причина исчезновения оказалась прозаичной: дескать, сотрудники рекламной компании попросту перепутали номера заказов и срезали не ту продукцию. Сейчас агитация уже на своих местах.

Кроме того, недоброжелатели испачкали краской баннер кандидата Екатерины Мельниковой. Однако он остался на своем месте, так что ей, можно сказать, повезло.

ЛДПР

По словам координатора регионального отделения ЛДПР Сергея Булаева, партия сталкивается с пропажами баннеров, размещенных на автобусных остановках, практически ежедневно. Только за последние сутки неизвестные злоумышленники сняли пять агитационных материалов либерал-демократов.

"С нами борются, чтобы максимально скрыть информацию, с какой политической программой мы идем", – считает Булаев.

Так, например, некие противники ЛДПР унесли баннеры, расположенные на остановках "Дом пионеров 2-я" (около парка "Эдельвейс") и "Больница шинного завода". Впрочем, нельзя не отметить, что в отличие от КПРФ, либерал-демократы в СМИ случаи баннерного воровства в свой адрес афишируют не особенно активно.

"Справедливая Россия – За правду"

У "Справедливой России" в этой кампании все практически в полном порядке. Как сообщила депутат АКЗС Евгения Боровикова, все стационарные агитационные конструкции партия разместила заблаговременно и с какими-либо препятствиям в этом направлении не сталкивалась.

Впрочем, сказать что противники эсеров никак не вмешиваются в их агитацию, все же нельзя. Как сообщила Боровикова, справедливороссы регулярно сталкиваются с "зачисткой". То есть их агитацию, которая распространяется не из рук в руки, а по почтовым ящикам, стабильно убирают. Но это политик воспринимает как неизбежное явление.

"Новые люди"

"Новые люди" в ходе кампании 2022 года оказались в одной лодке с КПРФ. Практически одновременно с коммунистами, рассказавшими о "кознях" в их адрес, представители "бирюзовой партии" также сообщили о порче баннеров на автобусных остановках.

По словам лидера "Новых людей" в Алтайском крае Никиты Федюнина, по состоянию на 26 августа злодеи испортили порядка 30 баннеров, размещенных на остановках общественного транспорта. Где-то их просто резали, где-то агитпродукция исчезла целиком. А вот более крупные конструкции в основном не пострадали.

"Коммунисты России"

По словам лидера алтайских комроссов Сергея Матасова, партия в Барнауле каких-то масштабных агитационных объектов даже не размещала. И причина этого весьма проста.

"Бюджет партии несоизмерим с парламентскими объединениями, которые на протяжении 30 лет сидят в Госдуме и имеют федеральное финансирование из бюджета, с наших налогов", – пояснил Матасов.

Основным агитационным оружием комроссов являются листовки и плакаты. И здесь кандидат от партии сталкиваются с все той же "зачисткой", причем иногда молниеносной. По словам Матасова, в некоторых домах листовки "Коммунистов России" исчезают в течении часа после появления. А партийные плакаты попросту заклеиваются другими объявлениями. Впрочем, на настрое "альтернативных красных" это никак не сказывается.

Эхо войны

По словам политолога Константина Лукина, порча баннеров и другие похожие "фокусы" – наследие раннего периода становления современной российской политики.

"Это пережитки 1990-х – начала 2000-х, когда любая избирательная кампания воспринималась как война и все друг другу что-то срывали, портили, забрасывали "чернухой" и так далее. Это пережитки начала российских выборных кампаний вообще", – считает эксперт.

Сегодняшний "точечный вандализм", по мнению Лукина, свидетельствует о том, что кампании на этих участках ведут выходцы из тех самых непростых времен. Потому как в наши дни смысла от этих методов практически нет. При характерной для муниципальной кампании низкой явки избирателей значение имеет попадание в ожидания электората и мобилизация своего избирателя.

Коллега Лукина по цеху Михаил Литвинов отмечает: порча агитационной продукции и вовсе имеет прямо противоположный эффект.

"Испорченный баннер противника привлекает внимание. Срок эффективной жизни любой наглядной агитации на территории города – несколько дней. Плакаты и расклеенная агитация живут три-четыре дня. И когда кто-то портит плакат, неважно как, этот продукт агитации вновь начинает работать, а его срок жизни увеличивается", – пояснил Литвинов.

А потому люди, профессионально занимающиеся подготовкой и проведением политических кампаний, по словам политолога, практически никогда не направляют усилия на частичную порчу "вражеской" агитации. А вот полное уничтожение политической продукции (или иные способы убрать ее с глаз долой) является абсолютно другой, отдельной технологией.

Впрочем, есть у порчи агитматериалов и другая сторона, которую Литвинов назвал "простым и совершенно стандартным хулиганством". Полностью защититься от него невозможно. А вот извлечь политические дивиденды и привлечь к себе внимание – вполне.

Читать в полной версии ➔