Почему итоги местных выборов убили интригу губернаторской кампании
Выборы, прошедшие в городах и районах Алтайского края 11 сентября, которые даже их участники называют скучными и лишенными интриги, имеют тем не менее одно важнейшие значение. Их результаты напрямую связаны с предстоящими в 2023 году губернаторскими выборами, которые почти лишились интриги, и это при немалом числе заинтересантов.
Подбрасывание дровПо закону любой кандидат на пост главы региона должен быть, во-первых, выдвинут партией, а во-вторых, пройти так называемый муниципальный фильтр – набрать в свою поддержку голоса не менее 7% муниципальных депутатов, в том числе не менее 10% – избранников городского и районного уровня не менее чем в ¾ муниципалитетов. В 2018 году это было, соответственно, более 530 голосов, из которых свыше 130 – выше сельского уровня.
Ни у одной из партий, кроме "Единой России" (ЕР), до выборов 2022 года такого представительства на местах не было. Итоги кампании этого года показали, что и не будет.
Лидер алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова говорила "Толку", что именно достижение уровня муниципального фильтра – главная задача коммунистов на выборы-2022. Ее коллега, депутат краевого заксобрания (АКЗС) Антон Арцибашев 12 сентября признал – задача не достигнута.
Впрочем, Денис Голобородько, замсекретаря реготделения ЕР, поставил под сомнение изначальное заявление коммунистов.
"Когда мы услышали заявление коллег об их задаче, то задались вопросом – как они собираются взять муниципальный фильтр, когда даже не выполнили условия по выдвижению кандидатов на выборы в районах и городах? Нужно представительство в 52 муниципальных образованиях, а они выдвинули только по 44. Это так, подбрасывание дров, привлечение к себе интереса", – заявил Голобородько 12 сентября на дискуссионном клубе "Точка зрения", прошедшем в "Сибирской медиагруппе".
Только этого малоМежду тем и до, и после прошедших выборов наибольшее число местных депутатов и глав среди оппозиционных партий было не у КПРФ, а у "Справедливой России" (СР). Как рассказал Александр Молотов, глава фракции эсеров в АКЗС, по итогам выборов справедливороссы провели около 200 своих кандидатов, у КПРФ сопоставимые цифры. Плюс еще есть представители партий в тех муниципалитетах, где 11 сентября выборы не проходили. Но даже с их учетом голосов для прохождения фильтра мало.
В заданных условиях хоть СР, хоть КПРФ, чтобы набрать нужную поддержку в пользу своего кандидата на пост губернатора, должны будут найти еще столько же голосов, сколькими располагают сами.
Самый очевидный резерв для них – самовыдвиженцы. Они, отметим, на выборах 11 сентября взяли 85 мандатов (почти 9%) только в городах и районах, не считая сельсоветов, где их представительство обычно еще выше. Многие из них уже сейчас так или иначе связаны с какими-то партиями, просто шли на выборы без привязки к бренду. Но есть и некоторый пул независимых депутатов.
Но и их резервов может оказаться недостаточно.
И поэтому встает вопрос о том, а не станут ли в итоге выборы губернатора постановочным действием с заранее обговоренным распределением ролей. Ведь железно обеспечить прохождение фильтра в этих условиях может только "Единая Россия", у которой представительства с лихвой хватит и на своего кандидата, и на другого – необходимого для обеспечения конкурентности и легитимности выборов.
"Даже если мы соберем муниципальный фильтр, то сразу же и эсерам, и элдэпээрам, и всем остальным помогут с муниципальным фильтром для их кандидатов", – заявил на "Точке зрения" Антон Арцибашев.
Когда Голобородько спросили, будут ли помогать, он отшутился: "Это запрос о помощи?!"
Коммунисты и реваншистыА между тем вопрос о том, какая партия могла бы быть плацдармом для введения в кампанию реального конкурента действующему губернатору, далеко не праздный. До прошедших выборов самой перспективной выглядела именно КПРФ – первая по рейтингу среди оппозиционных.
Во-первых, по данным инсайдеров, федеральное руководство партии в случае обеспечения муниципального фильтра якобы готово было ввести в кампанию ресурсного, сильного кандидата, способного реально посоперничать на пост и обеспечить губернаторское кресло в портфеле побед коммунистов. Во-вторых, рассказали "Толку" два источника, есть якобы так называемая группа реваншистов – состоятельных бизнесменов, близких к окружению экс-губернатора Александра Карлина, готовых поспорить за пост через выдвижение своего кандидата. И они, предположительно, рассматривали вариант захода через крайком КПРФ.Итоги голосования 11 сентября могут поставить эти планы, если они были, под вопрос.
"Надо ли оно им?"Вместе с тем и Арцибашев, и Молотов заявили, что их партии готовы по-настоящему биться за кресло губернатора.
Но Молотов сообщил, что для создания больших возможностей эсеры будут выходить с предложением, во-первых, о снижении фильтра до 5% (хотя это все равно минимум 300 голосов), а, во-вторых, о возможности самовыдвижения на губернаторских выборах.
"Очень сложно договориться оппозиции о едином кандидате. Даже чисто технически он от кого пойдет? Он коммунистом должен быть или справедливороссом? Ни те, ни другие не готовы пойти на это [отдать право выдвижения другой партии]. Для этого нужно самовыдвижение", – объяснил он.
При этом и Молотов, и Арцибашев в целом характеризовали перспективы договориться как очень призрачные. Первый говорил, что коммунисты не уважают оппонентов и не следуют правилам. А второй настаивал, что опыт работы в АКЗС показывает, что справедливороссы успешнее создают коалиции с "ЕР", и КПРФ с действующим составом эсеров будет сложно прийти к общему мнению.
Что касается снижения фильтра, то, по словам Дениса Голобородько, этот вопрос фракцией в АКЗС не рассматривается, так как "с точки зрения структуры нашего региона, административного деления это вполне оправданные цифры".
Молотов также подчеркнул, что участие кандидата от "СР" в выборах губернатора станет предметом договоренностей в целом:
"Мы готовы к кампании, к диалогу. Получится – замечательно, нет – пойдем сами. Но мы не поступим так, как Мария Николаевна Прусакова, которая в 2017 году в интервью сказала, что КПРФ пойдет на выборы, а в 2018-м, что нет, потому что все это фикция". На что получил резкий ответ от коммунистов, призвавших не перевирать слова и не переходить на личности.
Резюме подвел Денис Голобородько, который выразил сомнение в том, что представители оппозиции в действительности готовы взять на себя ответственность за регион:
"Это просто элементы политической дискуссии, борьбы. Но правильный вопрос: а готов ли кто-то из оппозиции возглавить регион и работать на месте губернатора. Это большой вопрос. Я не хотел бы обидеть коллег, среди них много профессионалов. Но не знаю, есть ли такие. Готовы ли они? И надо ли им оно? Вот последнее – самое главное. Мне кажется, особого рвения нет – им и так все нормально".