Толк новости
Политика |

"Инфляция все сожрет": как алтайские депутаты обсудили бюджет на 2024 год

По мнению депутатов, выполнять все обязательства по бюджету в 2024 году будет сложно, поэтому они предлагают особенно тщательно подойти к собственным доходам и контролю за исполнением
Читать в полной версии ➔

Алтайский край наращивает собственные доходы, но может потерять в объемах федеральной помощи. Однако точно это станет известно только в конце ноября. Об этом на сессии краевого заксобрания (АКЗС) 26 октября говорили краевые чиновники и депутаты, обсуждая проект бюджета края на 2024 год в первом чтении. Оценки документа оказались противоречивыми.

По закону в первом чтении депутаты принимают только основные параметры: доходы, расходы и дефицит. Конкретные направления и суммы затрат утверждают во втором чтении – в ноябре. Что запланировали

Основные параметры пока определены в следующих цифрах:

доходы – 143,1 млрд рублей (+2% к первому чтению бюджета на 2023 год), в том числе собственные – 88,8 млрд, из федерального бюджета – 54,3 млрд; расходы – 158 млрд рублей (+3%); дефицит – 14,9 млрд рублей (+1,5 млрд рублей, это предельно возможный размер).

Согласно проекту закона, по собственным доходам прогнозируется рост на 15%, а по поступлениям из федерального центра – падение на 13%. В прошлом году во время первого чтения ситуация была схожая, разве что прогноз помощи из центра становится все менее оптимистичным (в прошлом году падение было 6%).

Однако между чтениями – после принятия окончательных решений по бюджету страны – Алтайскому краю могут выделить дополнительные деньги, власти на это рассчитывают, сообщил министр финансов Данил Ситников. Так было в два предыдущих года. В 2022 году регион между чтениями дополнительно получил свыше 4 млрд рублей, а за год до этого – и вовсе 10 млрд.

Основными источниками собственных доходов станут традиционно НДФЛ, налог на прибыль и акцизы.

Что касается расходов, то по некоторым направлениям пока прогнозируется падение финансирования. Но в каждом случае – "на основании объективных причин". Например, завершается этап реализации программы по переселению из аварийного жилья и происходит переход на новый этап. Решение по деньгам на эти цели ожидают получить как раз между чтениями. Как и по средствам на строительство/ремонт социальных объектов образования и культуры – всего по 13 объектам.

"Текущие расходы отраслей нигде не уменьшаются", – подчеркнул министр финансов, уточнив, что, напротив, расходы индексируют в связи с ростом затрат на услуги ЖКХ, выплату зарплат и т. д.

Также Данил Ситников назвал несколько факторов, которые заметно повлияли на формирование проекта бюджета:

– увеличение зарплат указных категорий работников (педагогов, медиков, работников культуры и прочих) с 1 января 2024 года на 9,8%, остальным бюджетникам – с 1 октября на 4,5%;

– повышение МРОТ с 1 января на 18,5% (на 3 тыс. рублей – до 19 242 рублей);

– индексация социальных выплат некоторым категориям льготников на 4,5%;

– рост прожиточного минимума для детей до 13 975 рублей;

– рост размера социальных налоговых вычетов и целый ряд других.

Угроза "золотых спекулянтских зубов"

В заключении бюджетного комитета АКЗС говорится, что прогнозируемая динамика собственных доходов "характеризует представленный проект бюджета как напряженный". И с этим согласились некоторые депутаты.

Например, лидер фракции Владимир Семенов сказал, что, по его мнению, "это непростой бюджет по исполнению доходной части":

"Достаточно сложно будет выполнить цифры и обязательства с учетом изменений ключевой ставки, курса рубля, кредитной нагрузки на наш реальный сектор экономики".

В связи с этим, считает он, правительству нужно побольше поработать над резервами доходов. Например, по мнению Семенова, поступления по акцизам занижены. Требуется и более плотная работа с федеральными властями:

"Очень бы хотелось, чтобы правительство края спецрейсом уехало в полном составе в Москву и там поработало до 15 ноября".

Руководителя фракции "Справедливая Россия" Александра Молотова также смущает падение объемов федеральной поддержки.

"Тенденция нехорошая, – сказал он. – Мы повышаем собственные доходы, а федерация их на столько же сокращает. Это в определенной мере демотивирует".

Он также обратил внимание на то, что одной из приоритетных задач является борьба с бедностью жителей края, причем даже работающих. И привел пример. В этом году неуказным категориям бюджетников зарплаты повысили с 1 октября на 5,5%. А прогноз инфляции по году федеральным Минэкономразвития уточнен до 7,5%. То есть рост доходов уже ниже темпов инфляции. А на следующий год для этой же категории предусмотрена индексация зарплат с 1 октября уже на 4,5%. Фракция сомневается, что темпы инфляции в 2024 году заметно снизятся, а значит, люди объективно станут жить хуже. И поэтому так важно работать над доходной частью.

При этом, считает Молотов, не нужно забыть и о росте МРОТ до 19,2 тыс. рублей. Это, полагает он, может привести к "нарушению принципа справедливости при начислении зарплат квалифицированным и неквалифицированным сотрудникам", что, в свою очередь, чревато ростом социальной напряженности.

О рисках инфляции говорил и представитель фракции "Коммунисты России" Сергей Малинкович:

"Инфляция все повышение может съесть, безжалостно сожрать своими золотыми спекулянтскими зубами".

Остатки несладки

Кроме того, депутатов волновал вопрос исполнения бюджета. Как сказал Молотов, мало сформировать бюджет – нужно его исполнить. Имея в виду то, что уже не первый год принятые бюджетом расходы не осваиваются в полной мере. В этом году остатки оцениваются в сумму около 10 млрд рублей. Они перейдут в бюджет следующего года. Но, как отметил лидер фракции Андрей Кривов, деньги имеют свойство обесцениваться из-за инфляции.

"Складывается впечатление, что отношение к бюджету – как у бухгалтеров, стремление лишнюю копейку сэкономить. А нужно подходить с позиции финансистов, экономистов – обеспечивать своевременное освоение финансовых ресурсов, что будет способствовать и росту доходной части", – отметил коммунист.

"Даже этот проект бюджета, созданный воспаленным капиталистическим умом, будет ли освоен в полной мере? Или опять будет многомиллиардный остаток?" – волновался и Малинкович.

Напомним, ранее минфин неоднократно объяснял природу возникновения переходящих остатков. В том числе сдвигом сроков исполнения работ на определенных социальных или коммунальных объектах по самым разным причинам — от необходимости пересматривать сметы до плохого качества проектной документации.

"Рационально и со здоровым оптимизмом"

Тем не менее представители большинства фракций отметили "плюсовой" характер документа, его социальную направленность.

"Это реальный проект с заделом на перспективу развития региона", – сказал Сергей Приб, руководитель фракции "Единая Россия". Он подчеркнул, что сейчас край "начал полноценно использовать промышленный и аграрный потенциал", что скажется на экономической ситуации.

"СВО оказывает влияние. Меняется распределение ресурсов, внешнее санкционное давление только усиливается. Однако, несмотря на непредсказуемость событий завтра, сегодня мы должны принять решение, от которого будет зависеть развитие Алтайского края. Делать это надо рационально и со здравым оптимизмом", – резюмировал Сергей Приб.

И даже Сергей Малинкович, который раскритиковал "капиталистический бюджет", нашел основания, чтобы проголосовать в его поддержку:

"Устроить нашу фракцию проект не может. Но бедные жители больше всего зависят от бюджетных расходов. Мы всю ночь обсуждали. Если проголосуем против, правительству хуже не будет, это состоятельные люди, они проживут. А вот население края без принятия бюджета окажется в безвыходном положении. Принимаем вынужденно, спасая бедняков края".

Большинством голосов (против проголосовала только фракция КПРФ) проект бюджета края на 2024 год и на прогнозный период 2025–2026 годов депутаты поддержали.

Читать в полной версии ➔