Толк новости
Политика |

Каждый выбирает по себе: спикер АКЗС оценил массовый исход из фракции КПРФ

По мнению Александра Романенко, миграция коммунистов в "Единую Россию" – это их приход "в ответственную и созидающую структуру", который не наносит ущерб многополярности парламента
Читать в полной версии ➔

Проявление справедливости и высокой ответственности перед избирателями – так спикер Алтайского краевого Заксобрания (АКЗС) Александр Романенко охарактеризовал уход пяти депутатов из фракции КПРФ в поисках "иных форм реализации наказов" избирателей. Свое мнение об этом, а также о том, как связанное с этим укрепление "Единой России" повлияет на политический расклад в парламенте, он высказал в ходе интернет-конференции 7 декабря.

Напомним, что в 2022 и 2023 годах фракцию КПРФ покинули пять депутатов. Во всех случаях триггером стало принятие бюджета края, который коммунисты отказывались поддерживать. Все пятеро избирались по одномандатным округам и по закону могли принять решение о выходе из фракции. Трое из них остались независимыми депутатами, двое – перешли в "Единую Россию". Еще один член фракции КПРФ написал заявление о выходе из партии. Но поскольку избран в парламент он был по списку, то фракцию покинуть не может. Но партийным решениям он больше не подчиняется.

Романенко, комментируя массовый исход коммунистов, подчеркнул, что все они избирались на округах, то есть "непосредственно избирателями":

"Как вы понимаете, в этом случае люди больше голосуют за личность. И поэтому, если депутат видит, что интересы его избирателей расходятся с задачами фракции, в которую он входит, он ее покидает. И ищет иные формы реализации наказов. На мой взгляд, это как раз и есть проявление справедливости и высокой ответственности".

Между тем эта политическая миграция внутри АКЗС привела к существенному изменению веса фракций. Если на старте созыва у КПРФ было 24 депутата, то сейчас осталось 18 (кроме ушедших пяти, еще одного депутата объединение потеряло после смерти Петра Тютюнникова, место которого после довыборов занял единоросс Дмитрий Беляев).

А "Единая Россия" приросла с 31 члена на старте до 34 сегодня. То есть фракции партии власти не хватает лишь одного человека до официального большинства (всего в АКЗС 68 депутатов). Фактически же "ЕР" обеспечивает нужный ей результат голосования – и теперь для этого не всегда требуется даже договариваться с другими фракциями.

Такие трансформации разными сторонами оцениваются или как усиление стабильности работы парламента, или, напротив, как попытки власти монополизировать политическое поле. На вопрос "Толка", как спикер оценивает эти изменения с точки зрения пользы или вреда для работы АКЗС, Романенко ответил, что парламентская структура любого уровня может работать только при наличии в ней большинства, которое организует текущую работу, вырабатывает стратегию, "согласует мнения различных сил, отражает общегосударственный вектор развития и, самое главное, берет на себя ответственность за принятые решения".

"В хаосе, без объединяющего стержня, законодательство не вырабатывается. В АКЗС фракция "Единая Россия" является организационным большинством. При этом есть в парламенте и структура, у которой нет необходимости брать на себя ответственность за решения, она может предлагать любые, даже фантастические проекты или по отдельным решениям быть просто против, в принципе. Поэтому каждый депутат законодательного собрания сам принимает решение, в какой системе координат ему работать, созидать или критиковать. Моя точка зрения: то, что люди, не в ущерб многополярности нашего парламента, сами приходят в ответственную и созидающую структуру – это положительно".

При этом, отвечая на другой вопрос, председатель АКЗС подчеркнул, что впервые за почти 15 лет в парламенте нет абсолютного большинства ни у одной фракции: работают пять фракций, "а в последнее время – еще и независимые депутаты".

"Нынешний парламент – это не просто "место для дискуссий", это место, где законотворческая работа и основана на дискуссии, на выработке общей позиции, а в чем-то – и на компромиссах. Несмотря на политические разногласия, по большинству вопросов удается находить общие решения. <...> Так что наш парламент сегодня – это место для дискуссий, но, конечно, прежде всего, для конструктивных, когда стороны спорят и дебатируют не ради собственного морального удовлетворения, а для поиска приемлемого и реалистичного решения тех проблем, которые волнуют избирателей".

Читать в полной версии ➔