У нас украли мат. Как обесценивается ненормативная лексика
В новогодние каникулы было столько свободного времени, что удалось не только походить по гостям, покататься на лыжах и почитать книжки, но и посмотреть телевизор и отечественные сериалы в интернете. Последнее натолкнуло меня на мысль, как много стало матерщины на экране. И что это сильно обесценивает такие крепкие русские слова, попросту обкрадывает нас всех.
Здесь я не хочу морализаторствовать: мол, ах, какие это плохие слова. Наоборот, мне хочется заступиться за мат.
Это были (именно были, увы) особенные слова, у них было свое уникальное место в нашем языке. Они имели специальный статус, обладали невероятной емкостью и мощнейшим значением. И это все предоставлялось им именно тем, что они не являлись обыденными, как любые другие термины вроде "тучи", "колбасы" или какого-нибудь "велосипеда".
Матерные слова звучали к месту или не к месту, но даже неуместные матерки назывались "выражениями", то есть они выражали нечто такое, чего не могли выразить любые другие термины. И даже неуместно мат звучал редко, потому что все знали: надо беречь матерное слово, а не затаскивать его, не превращать в банальщину.
Если же про человека высказывались, что "он говорит матом", то и такой человек был особенным, можно сказать, достопримечательным, ведь не каждый мог вот так. А уж коли он не просто ругался, но с вывертом, так смотрели на него, как на великое чудо, и слагали легенды.
А что теперь? Теперь матерки звучат везде и без смысла, без особенной красоты и силы. Вот идет стайка подростков по улице и через слово "бла-бла-бла". Эти сокровенные выражения у них даже не связка, не какая-то экспрессия, а проходные слова. Не словечки, как раньше (это ведь были не просто слова, а словечки, чувствуете разницу?), а тупо ничего не значащие банальные члены предложения.
А обильно матерящиеся комики или киноактеры? Раньше он вдруг что-то скажет, чуть похожее на мат, то все уже удивляются – эка завернул! Сейчас же – ну сматерился, запикали по ТВ или не запикали в интернете, так и вроде бы ничего особенного не произошло. Как будто бы и не матерится уже. Тогда в чем же ценность таких пересыпанных матерками фильмов? Да ни в чем, когда их так много. Вот представьте, если золота будет так же много, как алюминия? Или черная икра будет стоить, как плавленый сырок?
Понимаете, они все украли у нас мат и у себя тоже! И эвфемизмы к мату тоже украли. Теперь хрен – это просто хрен, потому что то, что обозначали словом "хрен" – уже не какое-то особенное слово, то за каким хреном его подменять каким-то хреном? А эвфемизмы – это ведь тоже было искусство, попробуй его придумай, попробуй его сказать впопад...
Вот живем мы с матом, а как бы и без него уже. И разве же это хорошо, когда тебя лишили чего-то особенного?
Такая же беда, например, случилась с анекдотами. Когда-то их передавали из уст в уста, преподносили как нечто уникальное для особых случаев. А потом отпечатали целые сборники на любой вкус и еще сверху отполировали специализированными анекдотными сайтами. И пропал жанр. Исчезла его эксклюзивность, так и интерес к анекдотам пропал – скукота теперь все эти анекдоты.
Не уберегли мы матерное слово, не уберегли, блин!
Материалы рубрики "Потолкуем" представляют собой личные мнения авторов, которые могут не совпадать с мнением редакции.