В алтайском минприроды объяснили, почему горят леса и сколько стоит их потушить
Пожароопасный сезон в Алтайском крае продолжается, и он уже встал властям "в копеечку", хотя оценка нанесенного масштабными пожарами ущерба лесам появится несколько позднее. Об этом, а также о других лесных проблемах рассказал глава краевого минприроды Андрей Стрелковский.
Природа "удружила"По словам Андрея Стрелковского, именно малоснежная зима и отсутствие влаги отличают пожароопасный сезон в 2022 году от прошлых лет. Хотя, разумеется, все "ответственные лица" к шквалу огненной стихии были готовы. Это, как отметил министр, подтверждает оценка федерального агентства лесного хозяйства и некоторые цифры.
Например, у Алтайского края 295 пожарных автомобилей, занятых в лесных пожарах, притом что нормативная их численность составляет лишь 54 единицы.
Однако погодные условия, несмотря на "большую готовность", все же "сыграли свою негативную роль". Так, самым пожароопасным участком стали лесничества в юго-западной части края (Ключевский, Михайловский, Угловский, Егорьевский и Волчихинский районы).
Самое большое количество пожаров на юго-западе края происходит в период грозовой активности, которая в 2022 году начала отмечаться с середины мая. А из всех лесных пожаров, которых в крае зафиксировано 408, 177 случились именно из-за грозовых разрядов.
"Суперкрупных" пожаров в Алтайском крае было два: в Угловском районе в июне и в Ключевском районе в начале мая. А вот пожар в Михайловском районе (в июне) за пределы просто крупных, к счастью, не выбрался.
"На территории этих районов [Михайловского и Угловского] до июля не выпало ни капли дождевых осадков. Страшная сушь стоит в лесу, температура воздуха в Угловском районе поднималась до 43 градусов. (...) Наши службы фиксировали температуру земли до 50 градусов и выше, притом что в это время проходили сильные суховеи с порывами ветра до 30 метров в секунду", – подробнее рассказал о погодных условиях, которые способствовали одному из "суперпожаров", Стрелковский.
Это же возгорание в Угловском районе, по словам чиновника, за счет искр и горящих головешек распространялось за пределы противопожарных ограждений.
Тушение рублемРаботы по определению ущерба, нанесенного пожарами, в настоящее время продолжаются. Однако полная оценка будет дана только спустя три месяца после окончания бедствий. Специалисты-лесопатологи начнут оценку "успехов" некоторых возгораний уже в августе, а, например, последствия масштабного угловского пожара ориентировочно рассмотрят в октябре.
Что же касается затрат на тушение лесных пожаров, то эти цифры уже известны. В настоящее время они составляют более 25 млн рублей. И это притом что ранее полное прохождение пожароопасного сезона обходилось в среднем сумму порядка 10 млн рублей.
Кстати, в 2021 году окончание пожароопасного сезона объявили в конце октября.
Нашествие бабочек и восстановление лесовЕще одним актуальным вопросом для лесной отрасли края, о котором рассказал Андрей Стрелковский, стало финансирование лесовосстановления. По словам министра, несмотря на то, что федерального финансирования в этой сфере не хватает (край получает лишь 60 миллионов рублей, что составляет половину от требуемой суммы), заявок на дополнительные средства от региона не направляют. А все потому, что в крае работают "Алтайлес" и Боровлянский лесхоз, часть доходов от деятельности которых как раз и идет на восстановление леса.
Кроме того, Стрелковский рассказал и о том, как обстоят дела с лесными вредителями (но не двуногими). Речь идет о непарном и сибирском шелкопрядах, которые с большим аппетитом подъедают листья и хвою.
Непарный шелкопряд краевым деревьям не угрожает, так как является естественным вредителем (хотя и может привести к гибели плодовые деревья в садах и огородах). Сибирский его коллега также большой опасности не представляет, однако минприроды и центр защиты леса ситуацию с их распространением держат на контроле.