Средний "чек" мошенников снизился в четыре раза
Банк усилил контроль за подозрительными операциями, что помогло его клиентам сохранить на 16% больше средств от атак злоумышленников, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом в преддверии 16-го Инвестиционного форума ВТБ "РОССИЯ ЗОВЕТ!" сообщил заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности – вице-президент банка Дмитрий Саранцев.
Основные методы преступников остаются прежними — социальная инженерия и кибератаки, однако они постоянно эволюционируют: от звонков операторов сотовой связи об изменении тарифов до схем с выводом средств через криптовалюту и дублирования аккаунтов пользователей в мессенджерах.
В 2025 году ключевым трендом у мошенников стали дипфейки — технологии искусственного интеллекта для создания аудио– и видеосообщений с голосами родственников или сотрудников банков, используя записи из социальных сетей. Мошенники также применяли схемы с обналичиванием, убеждая жертв снимать деньги через банкоматы и передавать курьерам, что позволяло им полностью уходить от цифрового следа. Кроме того, они распространяли вредоносное приложение NFC Gate, которое перехватывает сигнал бесконтактного чипа и передает его на другое устройство. С его помощью мошенники заставляли жертв вносить наличные на карты дропов в банкоматах под видом "безопасного счета".
"Наши совместные усилия с участниками рынка и регуляторами значительно усложняют жизнь злоумышленникам, но они быстро адаптируются. Чтобы побеждать в этой борьбе, недостаточно просто блокировать атаки. Нужны превентивные меры: развитие передовых технологий, тесное межотраслевое сотрудничество и мощная законодательная поддержка. Именно для этого мы принимаем активное участие в создании Государственной информационной системы "Антифрод", которая обеспечит оперативный обмен данными и создаст новый уровень безопасности для всех участников финансового рынка", — отметил Дмитрий Саранцев.
Банк выявляет атипичное поведение клиентов и предупреждает о рисках через все доступные каналы связи. При установке приложений для удаленного доступа к смартфону или звонках с подозрительных номеров банк предупреждает клиента о мошеннической атаке. При необходимости, для подтверждения онлайн-операции банк попросит приложить банковскую карту к смартфону (если клиенту доступна технология NFC на смартфоне) или сделать селфи (подтвердить биометрией). Использование биометрии в банковском приложении сводит риск успешных мошеннических атак практически к нулю.
Особое внимание уделяется борьбе с дропами — номинальные владельцы счетов, которые контролируются преступниками. За 2,5 года обнаружено почти 300 тысяч дропов и заблокировано свыше 4 млрд рублей похищенных денежных средств. Банк взаимодействует с правоохранительными органами для обеспечения ареста и возврата похищенных средств.
Для дополнительной безопасности можно самостоятельно устанавливать лимиты на операции, включая самоограничения: на потребительские онлайн-кредиты, досрочный вывод средств с депозитов или операции без карты в банкомате. Также можно сообщить о мошенническом характере совершенной операции через личный кабинет, пожаловаться на номер злоумышленников и установить определитель номеров.